- Статуи моаи на острове Пасхи
- Как добраться
- Остров Рапа Нуи в Тихом океане
- История возникновения моаи и раскопки статуй острова Пасхи
- Внешний вид статуи моаи с острова Пасхи
- Европейцы на острове
- Древние статуи моаи острова Пасхи в культуре
- Статуи моаи – уникальные сооружения
- Происхождение статуй
- Из чего сделаны истуканы
- Художественный стиль скульптур
- Тайна древних моаи
- Как надевали «шляпу» исполину
- Размер и вес исполинов
- Исчезновение цивилизации
Статуи моаи на острове Пасхи
Остров Пасхи в Тихом океане манит путешественников загадочными каменными статуями моаи, происхождение которых является мифами и легендами. Тысячи туристов приезжают сюда, чтобы увидеть загадочных гигантов и полюбоваться красивыми закатами и рассветами острова.
Как добраться
Добраться до острова Пасхи можно двумя способами: на самолете или на лодке. Выбирая авиацию, будьте готовы к пересадкам, так как полеты выполняются всего на двух местах. Направление обслуживает чилийский оператор LATAM Chile, который организует рейсы из аэропорта Сантьяго и перуанского аэропорта Лимы «Хорхе Чавес».
Прогулка на остров Пасхи на яхте или теплоходе стоит очень дорого. Круизные лайнеры иногда включают остров в свой маршрут, но цены на билеты также высоки.
По прибытии можно заказать экскурсию к статуям моаи через гидов отеля или местных туроператоров. Туризм на острове Пасхи — основной источник дохода для населения, поэтому найти гида не составит труда. Самостоятельные путешественники могут дойти до моаи, взять такси, велосипед, мопед, квадроцикл или автомобиль. Все автомобили взяты в аренду.
Более популярный Аху Тонгарики расположен примерно в 20 км от аэропорта Матавери. На машине их можно преодолеть за 30-40 минут:
Аху Акиви, Аху Тахай и ряд других мест расположены намного ближе, в радиусе 10 км от Анга Роа.
Остров Рапа Нуи в Тихом океане
Остров Пасхи — самый уединенный населенный участок земли. Он простирается в бескрайний Тихий океан на расстоянии 3700 км от ближайшего континента, Южной Америки, и 2600 км от ближайшего обитаемого острова Питкэрн.
Этот остров является вершиной огромной горы, образованной из вулканической лавы, извергшейся 3 миллиона лет назад. Покрытая густыми лесами территория, защищенная от ветра, радовала туземцев плодородной почвой. Здесь росли бананы, бадат, сахарный тростник и сладкий картофель. Опытные рыбаки, островитяне отправлялись на поиски добычи на самодельных лодках в открытое море.
Исследуя Тихий океан, голландский адмирал Якоб Роггевен наткнулся на остров 5 апреля 1722 года, накануне православного праздника Воскресения Христова, известного как Пасха. Руководитель экспедиции предложил назвать уединенный уголок земли в честь приближающегося праздника.
Когда команда корабля вышла на берег, они убедились, что остров вовсе не рай. Путешественники увидели сухую каменистую степь с редкими невысокими кустами и сухой выжженной травой. Мертвые папоротники и осоки были видны только вокруг тростниковых хижин, похожих на перевернутые корзины.
Жившие здесь островитяне спали на циновках с камнем под головами. Полуобнаженные хозяева ласково встретили путешественников и с радостью вступили в контакт. На момент открытия острова, который аборигены называют Рапа Нуи, на нем проживало 3000 человек.
Сегодня остров площадью 117 кв. Км, принадлежащий Чили, населен 600 людьми, которые работают в сельском хозяйстве и обслуживают туристические группы.
История возникновения моаи и раскопки статуй острова Пасхи
Цивилизация, жившая в районе Рапа Нуи, оставила потомкам различные фигурки идолов, поражавшие воображение своими масштабами и огромными размерами. Сама цивилизация исчезла с лица земли после экологической катастрофы задолго до того, как исследователи ступили на древнюю землю. Посетившим их европейцам удалось уничтожить почти все хранившиеся в то время реликвии. Вот почему ученым так долго не удавалось разгадывать секреты Рапа Нуи.
Исследователи считают, что примерное время появления каменных статуй на острове Пасхи — 1250-1500 гг. Считается, что вдоль побережья было разбросано более миллиона скульптур различных размеров, разбросанных по всему Рапа-Нуи.
Каменные памятники разбросаны по всему острову Интересно По легенде, землю Пасхи впервые открыл глава сильнейшего клана Хоту Матуа. Человек настолько полюбил это живописное место, что решил поселиться в нем и поселился здесь всей семьей и обществом. Туземцы верили, что когда кто-то из рода умирает, их бессмертная душа входит в каменный моаи и остается там навсегда, наделяя памятник сверхъестественными способностями. Поэтому предки помогали будущим поколениям, способствовали процветанию и плодородию, а также влияли на погоду.
Путешественник Тор Хейдерал, создавший норвежскую археологическую экспедицию, смог разгадать тайну моаи. Исследователь отчаянно хотел узнать, как и для чего были изготовлены статуи. Результат экспедиции поразил весь мир. Как выяснилось позже, остров Рапа Нуи когда-то был населен двумя коренными племенами:
- длинные уши;
- ушастый.
Скульпторы, которые вылепили моаи, оказались небольшой и ныне умирающей общиной «длинных ушей», названной так из-за давней традиции удлинения мочки ушей массивными драгоценностями. На протяжении десятилетий племя тщательно охраняло принципы создания гигантских скульптур и передавало их из поколения в поколение, обманывая весь остальной мир.
Чтобы убедиться в правдивости выдвинутой теории, Тор Хайдлер попросил последних представителей клана во главе с вождем Педро Атоном сделать моаи своими руками с помощью каменного молотка. Статуя моаи весом 12 тонн была брошена в ближайший карьер. Первоначально скульпторы вылепили из массивного блока лицо, затем перешли к бокам, ушам, рукам и, наконец, животу.
Местным жителям удалось затащить гиганта на платформу с помощью саней и веревок, сплетенных из ряда растущих деревьев. Представители клана отметили, что не всем идолам удалось добраться до намеченного места, многие статуи были разбиты или разрушены по пути. При этом моаи остались на прежнем месте.
Прекрасно сохранившиеся образцы моаи
После установки на постамент скульптура была завершена. Такая работа требовала определенного умения и умения. Наконец, на пасхальных идолах установили головные уборы. Таким образом, были полностью раскрыты все секреты, связанные с моаи.
Это интересно. Долгое время ученые не могли понять, как древние аборигены переносили тяжелые идолы острова Пасхи на церемониальные площадки аху. В народе пришла легенда, что моаи ходили ночью одни у моря.
Внешний вид статуи моаи с острова Пасхи
Древние племена сотни лет жили в полной отрешенности от окружающего мира. У туземцев не было никаких художественных образцов или образцов, поэтому скульпторы вырезали каменные скульптуры по собственному эстетическому вкусу.
Факт: статуи Моаи часто вырезались из вулканического туфа, пористой породы местного вулкана Рано Рарану. С этим материалом легко работать, поэтому он идеально подходил для массивных, но прочных скульптурных памятников.
Внешний вид идолов Рапа Нуи
Стиль статуй острова Пасхи проявился не сразу. Во-первых, создатели «прошли» несколько предыдущих этапов, доведя свои навыки и способности до совершенства за долгие годы практики:
- первый тип моаи — четырехгранная человеческая голова, иногда довольно приплюснутая, пришедшая с острова Пасхи, с прямоугольным сечением. Тело первых статуй отсутствовало. В качестве материала скульпторы использовали серовато-желтый туф;
- второй тип гигантов заключался в вырезании непропорционально длинного тела с короткими ногами и нереалистичным человеческим лицом. Некоторые из скульптур имели одновременно две головы. Исследователям удалось найти только 1 законченную копию статуи. На острове также есть два недостроенных экземпляра. Эти моаи были сделаны из красной пемзы;
- третий тип — единственный реалистичный коленопреклоненный гигант из желто-серого туфа Рано Рараку;
- четвертый тип — самый распространенный среди статуй острова Пасхи. Такие каменные изваяния имеют вид людей с удлиненным туловищем, длинными головами и носами. Идолы раннего периода были вырезаны из твердого черного или серого базальта, красной пемзы, серо-желтого туфа или муджиерита. Основное отличие этих статуй — выпуклое, а иногда и заостренное основание. Эти статуи не предназначались для установки на платформах, а были закопаны глубоко в землю. Человеческие каменные лица не имели отдельного пукао (волос, шляпы) или удлиненных долей.
Средний период характеризовался более развитыми и масштабными версиями моаи. Скульптурные черты лица предполагают, что скульптуры на острове Пасхи были основаны на внешности полинезийской расы. Позже появились чересчур удлиненные на вид большие головы. Однако, несмотря на это, соотношение длины и ширины носа оставалось «азиатским». Тонкие руки и кисти каменных идолов почти не видны.
Удивительный образец каменных скульптур моаи, созданных Рапануи
Кроме того, исследователи обнаружили возле памятников большое количество красного пигмента, которым были расписаны скульптуры.
Моаи, расположенные по всему периметру острова Рапа Нуи, доступны в разных размерах и весах:
- скульптуры малых и средних размеров достигают 3-5 метров в высоту и весят около 5-7 тонн;
- самые высокие гиганты имеют рост 5-10 метров и вес 10-12 тонн.
Самая тяжелая статуя острова Пасхи весом 80 тонн находится на суше у морского побережья. Небольшая охрана рассредоточена по всему Рапа Нуи, а средняя и крупная охрана сосредоточена в восточной части.
Это интересно! Любопытной особенностью каменных идолов является «маро» — изображения на оборотной стороне. Туземцы наделили эти рисунки сакральным смыслом, интерпретируя их как солнце, радугу и дождь. Этот узор встречается на всех каменных гигантах. У некоторых моаи есть скульптуры в виде птиц, вульвы или весел.
Многие гиганты носят пукао — потрясающие красные шляпы, имитирующие рыжие кудри. Вес такого головного убора может достигать 15 тонн. Тело фигуры на острове Пасхи и Пукао всегда делалось из разных вулканических пород.
Кумиры Пасхи в Пукао
Основные факты о каменных статуях на острове Пасхи:
- Дата создания: около 900-1700 гг;
- Архитектурный стиль: мегалитическая статуя;
- Использованный материал: вулканическая порода;
- Создатели: коренные жители Рапануи.
Европейцы на острове
Европейских путешественников из команды Якоба Роггевена удивило множество каменных статуй по периметру острова. Не сумев найти ответа на вопрос, кто и зачем их построил, экспедиция отступила.
Спустя 50 лет испанцы высадились на острове Пасхи. Предприимчивые европейцы аннексировали территорию Рапануи, переименовав ее в Сан-Карлос в честь короля Карла III, и заставили жителей присягнуть королевству.
С конца 18 века остров посещали экспедиции Джеймса Кука, Жана Лаперуза, Юрия Лисянского. Норвежский путешественник Тур Хейердал провел здесь много времени, изучая занятия древних пасхальных людей и написав об этом книгу.
Американцы высадились на острове и похитили 10 пар местных жителей, пытаясь переселить их на вулканические острова в 450 км от Рапа-Нуи. Беглецы скрылись, прыгнув за борт, а американцы выбросили островитян в открытое море. Во второй половине 20 века на острове Пасхи был построен аэропорт Матавери. Он внесен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО с 1995 года.
В начале 20 века Рапа Нуи стал частью Чили, и на остров был отправлен губернатор. В то время каменные стражи древних островитян лежали ничком, кто-то сдвинулся с их пьедесталов: работы по изготовлению идолов были внезапно остановлены, 700 скульптур остались в каменоломнях и на дорогах, ведущих к побережью.
Древние статуи моаи острова Пасхи в культуре
Культ рапануи и резьба по камню аборигенов с человеческими чертами стали источником вдохновения для многих деятелей культуры. Образ скульптуры неоднократно появлялся в различных фильмах, на полотнах великих художников, в произведениях гениальных писателей и в постановках талантливых режиссеров.
На сегодняшний день ученым удалось разгадать главную загадку острова Пасхи, но это не успокоило творческий задор людей, которые до сих пор кладут моаи в свои шедевры.
Моаи — интересный образ в мире искусства
Статуи моаи – уникальные сооружения
Остров Пасхи полон тайн и загадок: ученые много лет пытались раскрыть его секреты. Цивилизация, существовавшая на острове 2000 лет назад, оставила своим потомкам гигантские идолы — моаи. Сама цивилизация исчезла задолго до того, как нога человека ступила на остров. В середине 19 века прибывшие сюда европейцы полностью разрушили то, что осталось от древней цивилизации.
Происхождение статуй
Откуда берутся статуи моаи на острове Пасхи? Исследователи утверждают, что идолы — дело рук аборигенов острова, создавших моаи в 1250-1500 годах. По подсчетам ученых, на острове обитало 1 200 000 каменных идолов, разбросанных по территории на специальных церемониальных площадках.
Статуи с большими головами, с тяжелым выступающим подбородком, длинными ушами, но без ног. Остроконечный приподнятый нос, тонкие, слегка выпяченные губы в презрении и презрении, широкий лоб… Кто я?
Гигантские человеческие фигуры, вырезанные из вулканических пород, по мнению исследователей, являются умершими предками местных жителей, которые считали, что моаи влияют на климат. Ведь время определяло уровень жизни семьи и насылало проклятия на вражеские племена. Каждая семья заводила статую своих предков: чем больше фигура идола, тем сильнее его влияние на время — залог богатого урожая и семейного благополучия.
Разноцветные статуи, высеченные в камне, были размещены Эстерлингами по всему острову, чтобы духи их предков, обладая сверхъестественными способностями, увеличивали урожай, приносили процветание и процветание, давая силу семье.
Из чего сделаны истуканы
Статуи Моаи на острове Пасхи были созданы племенем каменотесов. Скульптуры разного размера сделаны из туфа, мягкого камня, добытого из замерзшего вулкана Рано Рарану, который находится на острове Пасхи.
Вулканический туф представляет собой пористый камень в форме губки, поэтому лепить идола не составило труда. У подножия потухшего вулкана был обнаружен карьер с незаконченными фигурами идолов, не вырезанными в скале.
Немногочисленные скульптуры сделаны из других пород: базальта, трахита, пемзы и муджиерита.
Художественный стиль скульптур
Сотни лет аборигены жили на самом уединенном острове в мире, где соседями были только рыбы и киты и не знали врагов. Здесь не было войн, но долго строили собственных идолов, которые древние скульпторы вырезали по своему вкусу.
Это были прямоугольные удлиненные головы без туловища, сделанные из серо-желтого туфа. Удлиненные тела людей, иногда двуглавых, с короткими ногами или стоявшими на коленях, были сделаны из красной пемзы.
Самый распространенный вид идолов на острове — туловища людей с удлиненными головами и носами. Ученые установили, что у статуй есть не только головы, но и тела, длина которых достигает 7 метров. Со временем многовековые идолы погрузились в землю, где и были обнаружены.
Спинки каменных идолов покрыты надписями: подписями скульпторов и именами владельцев статуй. Глаза были сделаны из белых и красных кораллов.
На кумирах — пукао, изумительные красные шапочки, имитирующие рыжие волосы, весом 15 тонн каждая. Тело идола и шляпа состоят из нескольких вулканических пород, расположенных далеко друг от друга, на разных концах острова. Ученых интересовал способ надевания такой шляпы на голову идола.
По вечерам местные жители готовили еду на раскаленных углях, разводили костры перед статуями, сидели в кругу и молились. Видя их образ жизни, европейцы задавались вопросом, были ли идолы каменными. Гиганты, высеченные в камне на острове с редкой растительностью, были подняты «диким» населением на многочисленные платформы группами по 15. Как это сделано?
Тайна древних моаи
В 1950-х годах норвежский путешественник Тур Хейердал приехал на остров в экспедиции, чтобы выяснить, как изготавливаются и устанавливаются моаи.
В карьере было найдено 1000 останков статуй, самая большая — 20 метров, весом 145 тонн, не найдена отдельно от основания. Одновременно работали несколько статуй.
Работа началась с лица, вытянутого в стороны, уши, руки и живот. Фигурки выполнены без ножек, как длинный бюст. Затем идола подняли к ногам с помощью веревок и рычагов, сделанных из деревьев, растущих на острове. Не всем идолам удалось дойти до подножия в целости и сохранности, здесь остались разрозненные памятники.
Статуи, благополучно поставленные к ногам, были поставлены вертикально и закончены. Работа требует умения: при ударе молот каменщика разлетается на тысячу частей, столько инструментов приготовлено. Готовую статую декорировали и снова перевезли. Это делалось вручную, тащилось по земле к месту установки с помощью многочисленных рабочих.
Вместо идола их подняли деревянными рычагами и поместили в подготовленную яму, подложив под основание бревна и камни. «Шапки» выкатывали из карьера, деталь доводили до идола и несложным методом надевали на владельца камня.
Как надевали «шляпу» исполину
Для этого туземцы построили пологий холм из песка и щебня, обернули веревку вокруг шляпы и привязали ее к идолу. Вытягивая свободный конец, шляпа поднималась, где ее переворачивали на бок и помещали на изголовье памятника.
Идолы были наклонены к земле: это облегчает надевание шляпы на памятник, а затем ее распрямление, удаляя камни с обратной стороны постамента.
Создавая гигантов, древние полинезийцы применили свой острый ум, законы физики и природных ресурсов, оставив о себе память на века. Секрет создания статуй передается из поколения в поколение.
Размер и вес исполинов
Моаи на острове неодинаковы по высоте и массе. Кумиры высотой 3-5 метров весили 5 тонн. Высокие статуи, несколько скульптурные, высотой 10-12 метров, весили 10 тонн. Кресла с идолами в ряду от 10 до 100 метров.
Слава острова началась с этих каменных статуй, стоящих по периметру Рапа Нут. Покровителями острова являются 887 каменных гигантов. Самый большой моаи, расположенный у моря, весом 80 тонн лежит на земле. Большой — в восточной половине острова моаи меньшего размера разбросаны по всему острову.
Исчезновение цивилизации
Цивилизация на острове процветала: густые леса постепенно вырубались, а плодородные земли засевались сельскохозяйственными культурами. Дома и лодки строили из дерева.
Со временем парануи расчистили лес, чтобы использовать бревна, чтобы перенести статуи моаи на место установки на берегу океана. Лишенная деревьев, земля постепенно становилась бесплодной, и племена боролись за оставшееся жизненное пространство.
Новые деревья не росли: их семена съели крысы, которых они вырастили. Производство каменных гигантов привело к вырубке лесов на острове, что привело к голоду. Разгневанные жители сбросили идолов с площадок, и в начале 19 века все статуи были снесены.
Полностью уничтожив лес, туземцы перебрались в пещеры, покидая деревни и сады, или покинули остров в поисках нового дома. Таким образом, островитяне своими руками убили жизнь на острове. Для назидания потомков и всего человечества остались только безмолвные идолы.
- https://ArchitectureGuru.ru/moai-stone-statues-on-the-island-easter/
- https://www.tourister.ru/world/america/chile/city/isla-de-pascua/placeofinterest/36661
- https://mifistoria.info/statui-moai-na-ostrove-pashi/