- Интересные факты о Сикстинской капелле
- Где находится и как добраться
- Сооружение Сикстинской капеллы
- Небольшая крепость
- Внешний вид сооружения
- Особенности внутреннего оформления
- История строительства
- Гобелены Рафаэля
- Росписи фресок итальянских художников
- Потолок Сикстинской капеллы
- Фреска Страшный суд Микеланджело
- Гениальное творение художника
- Гимн человеку
- Пророки и сивиллы
- Второй круг «ада» в жизни Микеланджело
- Противники Микеланджело – о его творчестве
- Роспись свода
- Анатомия в фигурах святых
- Роспись стен капеллы
- Сикстинская капелла – шедевр Ренессанса
- Сомнения Микеланджело
- Подготовка к необычной работе
- Первые фрески
- Фрески Микеланджело Буонарроти в Сикстинской капелле
- Интересные факты
- Информация для туристов: часы работы, билеты в Сикстинскую капеллу
- Время работы и стоимость билетов
- Описание
- Интересные факты и тайны
- Нижний ярус
- Реставрация
- Скульптор, пишущий фрески
Интересные факты о Сикстинской капелле
- Размеры часовни повторяют длину и ширину Храма Соломона в Иерусалиме, 41 и 13,5 метра соответственно.
- Микеланджело, создавший один из величайших шедевров живописи человечества, считал себя скульптором, а не художником.
- Четырехлетний титанический труд по росписи потолка часовни серьезно подорвал здоровье мастера.
- Фрески Микеланджело оказались чрезвычайно стойкими. Не сохранился лишь небольшой фрагмент «Великого потопа», упавший с потолка при взрыве отложения пыли в 17 веке.
- Большая картина Рафаэля «Сикстинская Мадонна» не имеет к капелле никакого отношения. Участие художника в нем минимально: гобелены часовни сотканы по его эскизам.
- Некоторым духовным сановникам, ставшим свидетелями процесса создания фрески «Страшный суд», не нравились обнаженные гениталии многих фигур. В отместку Микеланджело поставил фреску одним из критиков — церемониймейстером двора Чезены. Он изображен судьей мертвых, царем Миносом, с ослиными ушами и гениталиями, скрытыми за змеей. На жалобу Чезены Папа Павел III ответил, что у него нет власти над адом.
- Еще при жизни Микеланджело, в 1560 году, Пий IV приказал покрыть гениталии обнаженных фигур фиговыми листьями. Узнав об этом, художник заявил, что достойно взглянуть на земной мир гораздо сложнее. Большая часть фиговых листьев была удалена только в конце 20 века во время обширной реставрации.
Где находится и как добраться
Сикстинская капелла расположена в Ватикане рядом с базиликой Святого Петра. Доехать можно на метро до станции Ottaviano, а также на автобусе и трамвае. Все остановки расположены недалеко от центральной площади Ватикана, до которой легко добраться пешком.
Сооружение Сикстинской капеллы
В 1741 году папа Сикст IV, гуманист, разносторонний филантроп, решивший укрепить Римско-католическую церковь, подарил городу древние произведения искусства, открыл Апостольскую библиотеку и больницу, построил мост и проложил новые дороги.
Небольшая крепость
На месте бывшей домашней церкви в Ватикане, Великой часовни, — места встречи папского двора и знатных семей Италии, он приказал построить новую часовню, названную в честь Папы — Сестина.
Новая часовня задумывалась как небольшая крепость и одновременно служила местом избрания нового Папы. Строительство началось в 1477 году как оборонительное сооружение, где папа Сикст IV мог укрыться в случае нападения врага.
Внешний вид сооружения
Снаружи часовня выглядит в точности как оборонительное сооружение длиной 40 метров и высотой 20 метров, повторяющее очертания Храма Соломона из Ветхого Завета. Типичное здание римской архитектуры: тяжелое, суровое, суровое и суровое. Главная часовня Ватикана была неприступной и надежной. Внутри это оказалась прямоугольная комната, настолько большая, что позже Микеланджело, которого он ненавидел
, назовем это сараем.
Папская церковь состоит из трех этажей. Прочный и солидный, с толстыми высокими стенами, первый этаж переходит во второй — с остроконечными арочными окнами, пропускающими много воздуха и света. На третьем этаже бойницы вместо окон. Построенная на полу в виде лоджии без крыши, сторожка была впоследствии закрыта для защиты внутренних росписей.
Особенности внутреннего оформления
Внешний вид часовни не соответствует внутреннему содержанию и олицетворяет нарушение гармонии, сочетание несочетаемого. Внешнее уродство вкупе с бесценным внутренним великолепием предполагает: «Ведь внутренний мир человека так же богат и насыщен его внешней простотой и осмотрительностью».
Необычайный талант трех гениев Возрождения — Рафаэля, Боттичелли и Микеланджело — оставил их потомкам бесценный дар: Сикстинскую капеллу.
История строительства
Сикстинская капелла была построена в 1481 году по инициативе Папы Сикста IV, который дал название этому небольшому зданию. Папа был человеком ненавистным. Его правление было отмечено ростом коррупции, вымогательства, введения высоких налогов и публичного сожжения еретиков. Сикст IV также совершил блестящие дела. Он перенес папскую резиденцию в Ватикан, позаботился о приобщении горожан к искусству, открыл музеи и библиотеки.
Политическое положение раздробленных княжеств Италии в средние века не гарантировало безопасность главы Папского государства. Внутренние интриги и заговоры против понтифика, а также внешняя угроза со стороны Османской империи вынудили построить более защищенное здание, где папа, кардиналы и религиозные деятели могли укрыться в случае опасности.
Баччо Понтелли был назначен архитектором часовни. По проекту архитектора, церковь должна была иметь стены двадцатиметровой высоты и быть прочными, способными выдержать нападение вражеских войск на Ватикан. Часовня построена в виде трехэтажного укрепления прямоугольной формы. Фасад церкви увенчан цилиндрическим сводом и украшен двенадцатью многосекционными окнами. Верхний уровень, окруженный щелевыми окнами, предназначался для вооруженных солдат. На фасаде здания не было насоса. В часовне не предполагалось проводить торжественные церемонии. Часовня 40 метров в длину и 13 метров в ширину.
Гобелены Рафаэля
После завершения росписи часовни Папа Лев X заказал у Рафаэля 10 карикатур для изготовления гобеленов на религиозную тематику (тканых ковров) — «Деяния апостолов». Поместите их в первую очередь часовни. Молодой художник Рафаэль, одаренная личность, боялся соревноваться с Микеланджело, опасаясь, что его работы исчезнут в тени на фоне творений Микеланджело.
Мастер хотел бы расписать картины сам, но папа заказал гобелены, и заказ — это заказ. Художник работал 2 года и создал в Брюсселе удивительные мультфильмы, по которым ткали гобелены.
Рафаэль передал в своих произведениях тончайшие движения человеческой души: удивление, страх, страдание, изумление, величие и достоинство: все нюансы воплощены в совершенстве. Сейчас эти тканые коврики находятся в музеях Ватикана, а расписные копии красуются на стенах часовни.
Современная Сикстинская капелла — это большой концертный хор, исполняющий хоровую музыку, в том числе 20-21 веков. В хоре поют только мужчины и мальчики без инструментального сопровождения.
Росписи фресок итальянских художников
Стены часовни окружены 12 уцелевшими фресками с 16 оригиналов. На южной стене размещены 6 изображений истории Моисея в Ветхом Завете. Два из них принадлежат Боттичелли. Это «Избиение детей и зов Моисея» и «Негодование законами Моисея». Две фрески — «Переход через Красное море» и «Давать заповеди» были выполнены Росселем. Перуджино написал «Обрезание сына Моисея», а Синьорелли написал фреску «Смерть и Завет Моисея».
На северной стене фрески из Нового Завета. Кисти Перуджино относятся к Крещению Иисуса и Доставке ключей Петру. Призвание первых апостолов принадлежит Гирландайо, а «Искушение Христа» — Боттичелли. Росселли представлен фресками «Нагорная проповедь» и «Тайная вечеря».
Не сохранились заключительные эпизоды этих циклов, изображенные на восточной стене — «Спор о теле Моисея» Синьорелли и «Вознесение Христа» Гирландайо. После разрушения они были воссозданы менее известными художниками. Две другие фрески были подарены Перуджино для Страшного суда».
Потолок Сикстинской капеллы
Центральную часть потолка занимают панно с иллюстрациями событий, описанных в Книге Бытия Ветхого Завета. Хронологически они предшествуют фактурам картин на боковых стенах. К ним относятся 9 фресок. Три из них иллюстрируют создание Творцом Неба и Земли:
- «Отделение света от тьмы»;
- «Отделение земли от вод»;
- «Сотворение светил и планет».
Следующие фрески посвящены созданию первых людей и падению:
- «Сотворение Адама»;
- «Сотворение Евы»;
- «Падение и изгнание из рая».
Последние три относятся к истории Ноя. Это:
- «Наводнение»;
- «Жертва Ноя»;
- «Опьянение Ноя».
Каждая фреска — живописный шедевр, но пальму первенства искусствоведы отдают работе «Сотворение Адама». Он поражает красотой и гармонией позы Адама, которому его Творец одним прикосновением руки оживляет.
Большинство искателей склонны видеть образ Софии — Божественной мудрости в женщине, которая находится рядом с Создателем.
Центральные фрески окружены изображениями других библейских персонажей, пророков и сивилл (гадалок), а также медальонами на религиозную тематику. Эти картины отражают историю человечества после потери Рая. Пророки и сивиллы символизируют его главное грядущее событие — пришествие Спасителя.
Фреска Страшный суд Микеланджело
Эта большая фреска на стене алтаря посвящена предсказаниям Нового Завета о будущем человечества. Его ждут Апокалипсис, Второе пришествие Христа и Страшный суд. В центре поразительной динамичности и выразительности композиции — грозная фигура Христа. Он сурово судит людей по их земным поступкам. Рядом с ним Богородица.
Вверху композиции — ангелы, переворачивающие крест, и символ земной власти — колонна. В нижней части показаны апокалиптические сцены из последних времен с трубящими ангелами, праведниками на небесах и грешниками в аду. И перед апостолом Варфоломеем, находящимся недалеко от Христа, мастер изобразил собственное лицо.
Гениальное творение художника
31 октября 1512 года Микеланджело открыл для посетителей двери Сикстинской капеллы. Папа Юлий II первым увидел картину, пораженный красотой и совершенством картины, величием таланта Микеланджело. Путешествуя по Италии, Гете пишет: «Не увидев Сикстинскую капеллу, невозможно полностью понять, на что способен человек».
С апреля 1508 года в течение четырех лет художник живет в церкви, работая, стоя на высоте 20 метров, создавая фрески с высоко поднятой головой. Он сам готовит раствор, шлифует краски и на практике познает секреты рисования в процессе работы.
Гимн человеку
Начиная от входа в здание, художник блестяще сочетает здесь живопись, скульптуру и архитектуру. Яркое изображение фресок — творение Адама. Первый человек пробуждается к жизни, мягко протягивая руку, в которую мощная рука Создателя изливает жизненную энергию.
Микеланджело утверждает: человек был создан Богом по своему образу и подобию. С какой любовью смотрит Бог на Адама, словно видит его отражение, но моложе! Своим творением художник показывает, что достойная жизнь человека — это сближение, слияние с Богом.
В творчестве Микеланджело самое главное — человек. Художник умеет передавать свои мысли, чувства, идеи, изображая только человеческое тело. Фреска «Падение и изгнание из рая» — подтверждение сказанному. Художник показывает, что тела первых людей красивы, полны сил, энергии и молодости. Ева необычайно молода и красива, Адам в расцвете сил. Но как грех обезобразил и состарил их! Как стыдно Адаму и как он унижает Еву в сцене изгнания из рая.
На потолке, чтобы заполнить пустое пространство, Микеланджело нарисовал 20 обнаженных мужских фигур с древними медальонами. Эффект разнообразия поз, движений, невероятной пластики и человеческой энергии произвел на современников художника необычайное впечатление.
При создании изображений Микеланджело использовал чистые, сильные и яркие цвета, а не смешанные цвета, чтобы персонажи фресок были хорошо видны снизу. Юлий II высоко ценил талант гордого скульптора, осыпал его почестями, предлагал деньги и подарки, хотя художник никогда не поступался своим мнением в угоду понтифику.
Пророки и сивиллы
Образы семи пророков Ветхого Завета написаны ярко и мастерски, производя не живописный, а скульптурный эффект. Каждый из них уникален: Исайя задумчив и созерцателен, Исеквиль — толчок и буря эмоций, пророк Иона — грандиозный великан.
Языческие прорицатели застыли в ожидании Спасителя и символизируют, что спасение возможно для всех народов, даже не для христиан. Пророчицы отличаются силой, мощью, красотой и спокойной уверенностью.
Второй круг «ада» в жизни Микеланджело
Напряженная работа в тусклом свете помещения испортила глаза художнику, страдавшему артрозом и сколиозом. От постоянного контакта с краской он заболел ушной инфекцией. Сохранилось письмо Микеланджело другу, где он сатирически изображает свою работу под потолком:
Все, что я получил за свою работу, это зоб, болезнь,
Да, подбородок застрял в матке.
Ребра полностью смещены в животе,
А приклад наоборот в бочке вздулся,
Ноги не сходятся вдруг с землей,
Кожа в ящике вперед свисает,
А на спине он превращен в линию складкой.
И я весь изогнут, как сирийский лук.
Но через 25 лет Микеланджело вернулся в часовню, чтобы показать миру еще один шедевр. По указанию Папы Павла III шестидесятилетний Буонаротти Микеланджело в 1536 году снова решил пройти следующий круг адской работы. На алтарной стене площадью 200 квадратных метров художник создает фреску «Страшный суд», обнажая пороки и слабости человека.
Тема грандиозной картины — Второе пришествие Христа и Апокалипсис. Работа длится 4 года, художник самоотверженно работает в одиночку. Открытие картины состоялось в 1541 году, накануне Всех Святых.
Композиционно картина разделена на три части:
- Наверху изображен ангел с атрибутами Страстей Христовых.
- Центральная часть — Христос и Дева Мария среди Блаженных.
- Нижняя часть — это конец света, воскресение мертвых, вознесение спасенных на небеса и ниспровержение грешников в аду.
В центре многогранной композиции (400 фигур) восседает Верховный Судья Иисус Христос. Рядом с ним Мария и святые. На фоне голубого неба слева — спасенные, а слева черти тянут грешников в ад. Созерцая композицию Микеланджело, каждый понимает, что это в первую очередь не телесные муки проклятых, а их внутренний ужас и страдания. Папа Павел III, увидев окончательный вариант картины, упал на колени и стал горячо молиться.
Противники Микеланджело – о его творчестве
Противоположную реакцию на творение Микеланджело выразил кардинал Карафа. Патологически жестокий основатель папской инквизиции обвинил автора картин в безнравственности и решил уничтожить фреску Страшного суда. Он приказал «облагораживать и беззастенчиво одевать обнаженные фигуры».
Дело было поручено ученику и поклоннику Микеланджело Даниэлю да Вольтера, который с трудом подчинился приказу, получив издевательское прозвище «живописец». Реставрируя фрески, фигуры снова были выставлены, и сегодня мы видим их, как писал великий Микеланджело.
Церемониймейстер Папы Павла III Бьяджо да Чезана, увидев незаконченную картину Страшного суда, сказал, что работы Микеланджело подходят только для украшения общественной ванной и таверны, им не место в папских церквях.
Обиженный Микеланджело написал на своем холсте Чезану в образе бога ада — царя Миноса с ослиными ушами (намек на глупость) и змею, обвивающуюся вокруг его бедер и кусающую его в пах. Чезане попросил помощи у Папы, чтобы Микеланджело удалил изображение с фрески.
Неумолимый Павел III приказал церемониймейстеру извиниться перед художником и оставил фреску без изменений. Изображение живо и сегодня.
Роспись свода
Когда Микеланджело расписывал часовню, он не выбирал единственную позицию, с которой можно было смотреть на каждую фреску с библейскими сюжетами. Пропорции каждой формы и размер групп определяются их абсолютным значением, а не их относительной иерархией. По этой причине каждая фигура сохраняет свою индивидуальность, каждая фигура или группа фигур имеет свой фон.
Покраска потолка была технически самой сложной задачей, так как работы на строительных лесах велись 4 года, что на самом деле очень мало для работы такого масштаба. Центральную часть склепа занимают 9 фресок из трех групп, каждая из которых объединена одной ветхозаветной темой:
- Сотворение мира («Отделение света от тьмы», «Сотворение солнца и планет», «Отделение тверди от вод»);
- История первых людей («Сотворение Адама», «Сотворение Евы», «Падение и изгнание из рая»);
- Рассказ о Ное («Ноев жертва», «Потоп», «Пьянство Ноя»).
Фрески в центральной части потолка окружены фигурами пророков, сивилл, предков Христа и др.
Анатомия в фигурах святых
Самая популярная история, связанная с этими фресками, — это, конечно, анатомическое изображение мозга в истории создания Адама. Контуры тканей вокруг Бога напоминают контуры человеческого мозга, а положения тел его спутников похожи на разные его части. Между тем, это вообще одно из самых ранних изображений Вседержителя в виде парящего в облаках бородача. А теперь подумайте, сколько раз они обращались к этому образу в искусстве?
На фреске «Сотворение Адама» в фигурах Бога и его спутников угадывается анатомическое строение человеческого мозга © Creative Lab / Shutterstock / FOTODOM
Одна из причин, по которой скульптуры Микеланджело привлекают ваше внимание, — их подлинность, красота тела. Мастер изучал анатомию: он рассекал тела умерших, чтобы посмотреть, как устроена внутренняя система человека. На фресках тоже можно увидеть всевозможные «интерьеры»: например, в сюжете «Разделение земли и воды» Бог появляется из красного чего-то, напоминающего человеческую почку.
Спорная «Отделение света от тьмы». Если вы присмотритесь, то увидите, что Господь изображен там с запрокинутой головой и неестественно выпяченными венами на шее. Почему это произошло, неясно, но некоторые ученые связывают это решение с изображением спинного мозга, которое можно почувствовать по складкам одежды.
Неестественно выпяченная шея Бога сбивает с толку ищущих | © Общественное достояние через Wikimedia Commons
Сцена падения и изгнания Адама и Евы с небес также заставила ученых и искусствоведов промыть мозги. Как известно, злым плодом было яблоко. Но Микеланджело почему-то изобразил инжир, что, с одной стороны, можно истолковать с точки зрения иудаизма (где это метафора Израиля), а с другой, по сути, Библия не говорит о яблони, но «дерева познания» — чтобы учитель мог упрекнуть церковь в иллюзии в толковании Священного Писания.
Роспись стен капеллы
На роспись стен Сикст IV подписал договор с четырьмя флорентийскими художниками: Перуджино, Ботчинелли, Гирландайо, Роселли. Известные художники, ограниченные рамками соглашения с Папой, работали как одна команда. Необычные фрески, украшавшие часовню, были выполнены вовремя. На двух противоположных стенах — сцены из Ветхого и Нового Завета, с рассказами из жизни Моисея и Иисуса Христа.
На северной стороне часовни находится цикл фресок из жизни Спасителя:
- крещение Христа;
- искушение Христа и очищение прокаженного;
- призвание первых апостолов;
- Нагорная проповедь;
- вручение ключей апостолу Петру;
- последний ужин.
Дьявол, переодетый отшельником, убеждает Иисуса превратить камни в хлеб и утолить свою жажду, сброситься с крыши храма, чтобы проверить обещание Бога об ангельской защите. Дьявол на вершине горы обещает Иисусу богатство и силу, если он отвергнет Бога и поклонится ему, сатане. Иисус изгоняет дьявола, а затем появляется в своей истинной одежде.
На переднем плане фресок — молодой человек, излечившийся от проказы, подошел к первосвященнику Храма, чтобы объявить о чуде очищения. В его руках жертвенная чаша, женщины приносят жертвенных птиц и связку кедрового дерева. Священник — символ Моисея, юноша — Иисус, проливший свою кровь для искупления человеческих грехов и исцелившийся через воскресение.
Южная сторона — история пророка Моисея, представленная шестью фресками:
- путешествие Моисея в Египет;
- призвание и испытание Моисея;
- переход через Красное море;
- получение Моисеем Скрижалей Завета;
- наказание повстанцев;
- смерть и завещание Моисея.
Пророк убивает египетских надзирателей, издевающихся над евреями, и уходит в пустыню. Он слышит голос Бога, приказывающий им вернуться в Египет и освободить свой народ, что и делает Моисей, ведя людей в Землю Обетованную.
Портреты первых пап были выполнены самими мастерами: по 12 портретов с каждой стороны и 4 на стене над входом.
Сикстинская капелла – шедевр Ренессанса
Папа хотел видеть свою часовню великим настоящим чудом света. Флорентийский архитектор Микеланджело был приглашен в Ватикан для украшения и росписи здания.
Сомнения Микеланджело
Зная, чего от него ожидает понтифик, 33-летний Микеланджело с
он с негодованием отказался: он, скульптор, не имел опыта фресковой техники. Под давлением флорентийских властей архитектор соглашается, уверенный, что работа принесет ему страдания и позор.
Получив в свое распоряжение свод Сикстинской капеллы и полную свободу изобразить то, что он хотел, Микеланджело решил написать изображения 12 апостолов, на что Папа также дал согласие.
Потолок Сикстинской капеллы, изображающий голубое небо с золотыми звездами как символ небосвода, баснословно дорог, но с трещинами в центре, по словам Папы, нуждался в ремонте. Предыдущее изображение было удалено, и Микеланджело приступил к работе.
Подготовка к необычной работе
Микеланджело ненавидел потолок, который приходилось расписывать от имени Папы, но он завоевал талант и волю юного гения. Для сложной работы художник придумал «летающие леса» и придумал план того, что должно появиться на сводах часовни:
- в центре — эпизоды сотворения мира, грехопадения и рассказ о жизни Ноя;
- на конструкциях, соединяющих свод со стенами — полная генеалогия Иисуса Христа;
- на четырех угловых треугольниках — история чудесного спасения израильского народа;
- на потолке — 5 языческих прорицателей и 7 ветхозаветных пророков, предсказавших пришествие Христа;
- свободное место занимают 10 пар молодых обнаженных фигур с старинными медальонами.
художнику технически сложно решить столь грандиозную задачу, поэтому он позвал на помощь своих друзей — художников из Флоренции. Видя, что усилия его друзей далеки от его планов, Микеланджело отказался помочь. Он работает яростно в одиночестве, вдохновенно, он закрывает дверь часовни для всех, в том числе для Папы, который ужасно зол на художника за это.
Первые фрески
Первые фрески принесли Микеланджело большие мучения. Работа была медленной и тяжелой. Он несколько раз переделывал свои работы, но на свежих фресках появилась плесень. Когда Папа узнал об этой беде, он тайно послал на помощь Микеланджело архитектора Джулиано Сангалло, который научил его исправить досадное недоразумение.
По мере продвижения к алтарной стене замысел автора стал более четким, работа продвигалась быстрее и легче.
Микеланджело признался, что быстро научился работать как зубилом, так и кистью. Долго думала, как подготовить этюды и рисунки с натуры. Художник серьезно и скрупулезно изучил человеческое тело и его движения. Микеланджело посвятил свою жизнь изучению обнаженного спортивного молодого мужского (то есть мужского!) Тела, которое он считал венцом творения.
Фрески Микеланджело Буонарроти в Сикстинской капелле
Первая композиция в исполнении Микеланджело называется «Всемирный потоп» — всемирная катастрофа, поразившая людей. В центре потолка Сикстинской капеллы находится фреска «Сотворение Адама», где Бог касается руки первого человека, давая ему жизнь. Эта картина — одна из самых известных в истории мировой живописи. Еще одна тема центрального произведения — «Сотворение Евы», а заключительная тема — «Падение и изгнание из рая».
Четверть века спустя, после того как Микеланджело Буонарроти подарил свои работы Риму под сводами церкви, новый Папа Павел III назначил его на новый пост. Художник должен был расписать стены Сикстинской капеллы. Так появилась самая большая фреска «Страшный суд», выполненная в 1537-1541 годах.
Техника росписи такой большой картины заключалась в том, что в Сикстинской капелле вся фреска была разбита на фрагменты — всего 450 квадратов. В верхней части Микеланджело нарисовал ангелов, в центре: Иисуса и Деву Марию в окружении блаженных. Особое внимание уделяется нижнему уровню, который представляет Конец Времен и Страшный Суд: грешники спускаются в ад, а праведники восходят на Небеса.
Интересные факты
1. Внешне Сикстинская капелла представляет собой незначительную церковь 15 века, напоминающую типичное укрепление.
2. До Микеланджело Сикстинская капелла была расписана такими мастерами, как Боттичелли, Перуджино, Гирландайо и Козимо Росселли. Спустя 27 лет молодому художнику пришлось реставрировать некоторые картины своих предшественников или нанести на них собственные фрески.
3. В медицине появился термин «синдром Сикстинской капеллы»: потеря сознания с резким покачиванием головы назад. Чтобы увидеть шедевр под потолком, нужно запрокинуть голову, при этом позвоночные артерии защемлены и кровообращение в головном мозге нарушено. Человек с таким расстройством теряет сознание.
4. В 1940 году на юго-западе Франции была обнаружена пещера Ласко с древними наскальными рисунками, вскоре названная «Сикстинской капеллой примитивной живописи». На камнях нанесены текстуры позднего палеолита, возраст изображений около 20 тысяч лет.
5. Известно, что молодой художник Микеланджело неохотно взялся за роспись Сикстинской капеллы, о чем свидетельствуют строки стиха, который он написал: «У меня только зоб, беспокойство по работе .. подбородок в утробе. Грудь гарпии; череп сердито полез на мой горб, и борода встала дыбом, и плеть пробежала от руки к моему лицу…».
6. В книге «Тайны Сикстинской капеллы» Бенджамин Блех и Рой Долинер дают свою интерпретацию фресок Микеланджело Буонарроти и раскрывают истинный смысл образов.
Информация для туристов: часы работы, билеты в Сикстинскую капеллу
Режим работы: понедельник — суббота — с 9:00 до 18:00 (касса работает до 16:00).
Стоимость билетов: 16 евро (полная); 8 евро (льготный).
Правила посещения: фотосъемка и видеосъемка запрещены.
Еще одна известная достопримечательность Ватикана, базилика Святого Петра, находится в 100 метрах от Сикстинской капеллы.
Время работы и стоимость билетов
Часовня открыта с 9:00 до 18:00 ежедневно, кроме воскресенья. Чтобы войти в часовню, вам нужно купить разовый билет, который включает вход в музеи Ватикана. Билет стоит 16 евро.
Описание
Помещение часовни — большой зал с овальным сводом, в котором расположен алтарь. Пол покрыт великолепной мозаикой, а стены и потолок расписаны фресками великих мастеров того времени. По периметру часовни установлены каменные скамейки. Зал разделен мраморной перегородкой с красивыми люстрами. Визуально стены комнаты разделены на несколько зон. Нижняя часть украшена серебряными и золотыми драпировками. Центральный ряд представлен фресками, изображающими земную жизнь Иисуса Христа и Моисея. Выше — портреты первых правителей Папского государства.
Изначально потолок часовни был расписан в виде звездного неба, но через некоторое время стали появляться трещины. Папа Юлий II (преемник Сикста IV) пригласил для устранения дефектов потолка молодого скульптора Микеланджело, не имевшего на тот момент достаточного опыта в подобной работе. Как показывает история, выбор папы был абсолютно правильным.
Микеланджело создал специальные «воздушные леса», которые закреплялись в отверстиях над окнами. Конструкция не мешала служению часовни, так как находилась в подвешенном состоянии без поддержки снизу. Микеланджело пришлось справиться с самой сложной задачей — покрыть поверхность живописными полотнами, площадь которых составила 600 м2.
Интересные факты и тайны
Курьезы и тайны Сикстинской капеллы и личности ее автора переплетаются в увлекательном сюжете. Спустя 5 веков остается только гадать, какая из существующих легенд — правдивая, а какая — чистая выдумка. В 2006 году Константин Ефетов издал книгу «Шокирующая тайна Сикстинской капеллы», в которой попытался разгадать самые увлекательные тайны храма. Книга неоднократно успешно переиздавалась и получила продолжение.
В центре внимания студии Буонарроти, согласившийся покинуть ряды архитекторов, чтобы с нуля овладеть навыками работы с фресками. Автор задается вопросом, почему средневековый мастер так неохотно привлекал помощников, предпочитая работать в одиночку. Также высказывалась мысль о том, что молодой Микеланджело тайно занимался изучением анатомии и внутреннего строения человека, в частности, хорошо изучал строение мозга.
Об этом художник не преминул упомянуть в потолочной фреске «Сотворение Адама». Творец в окружении ангелов изображен в окантовке алой ткани, в своей форме, разительно напоминающей человеческий мозг. Положение рук создателя, а также лица ангелов повторяют основные части мозга. Таким образом, Буонарроти заявляет, что человек был создан не только абстрактным святым духом, но и продуктом высшего разума.
Один из самых ярых критиков творчества Микеланджело Бьяджо да Чезена увековечен на фреске Страшного суда. Художник, почти полностью расписавший алтарную стену часовни, в ответ на пристрастие к чрезмерной наготе персонажей изобразил борца морали в гротескном образе Миноса, царя подземелий.
В отличие от бесстыдного праведника, Минос изображен в виде змеи, обвившейся вокруг его бедер, пожирающей его мужское достоинство.
Еще один интересный факт: мастер особенно ценил красоту обнаженной натуры и отдавал предпочтение мужскому телу. На всех фресках изображены женские персонажи с ярко выраженными спортивными фигурами.
Нижний ярус
Даже если вы никогда не были в Ватикане, на многочисленных фотографиях Сикстинской капеллы, доступных в Интернете, вы легко заметите, что нижний ярус задрапирован шторами и не бросается в глаза. Только по праздникам эти драпировки снимают, и тогда взору посетителей открываются иллюстрированные копии гобеленов.
Гобелены, также относящиеся к XVI веку, были сотканы в Брюсселе. Теперь семерых из тех, кто выжил, можно увидеть в музеях Ватикана. Но рисунки или карикатуры, по которым они были сделаны, находятся в Лондоне, в Музее Виктории и Альберта. Их автор выдержал испытание работой вместе с непревзойденными мастерами. Они были написаны Рафаэлем по просьбе Папы Юлия II, а жизнь апостолов — центральная тема сохранившихся шедевров, не уступающих по своему эстетическому значению ни фреске Микеланджело, ни картине его мастера Перуджино.
Реставрация
Со временем пыль, грязь, копоть от свечей, а также протекающая крыша серьезно повредили потолок часовни и фрески на стенах. Масштабная реставрация часовни началась в 1979 году при финансовой поддержке Ватикана и японского телеканала, получившего эксклюзивные права на съемку этапов реставрации. Для восстановления работ понадобилось смягчающее грязь химическое средство, которое специалисты аккуратно удалили стерильной губкой.
Скульптор, пишущий фрески
Одной из необычных деталей создания Сикстинской капеллы являются обстоятельства творчества Микеланджело. Ему, который всегда настаивал на том, чтобы быть скульптором, было суждено писать фрески, которыми люди восхищались более 5 веков. Но в то же время ему пришлось на практике овладеть искусством росписи, переписав звездный потолок д’Амелии и даже не сумев ослушаться указаний пап. Фигуры в его рабочей зоне отличаются скульптурным стилем, удивительно отличным от того, что было создано до него, они настолько выражены в объеме и монументальности, что на первый взгляд многие фрески читаются как барельефы.
То, что не похоже на то, что существовало раньше, часто отвергается, поскольку разум воспринимает новизну как разрушение канона. Фрески Микеланджело Буонаротти неоднократно вызывали неоднозначную оценку современников и потомков: обеими восхищались при жизни художника и сурово осуждались за наготу библейских святых.
В порыве критики они чуть не погибли для последующих поколений, но были ловко спасены одним из учеников художника, Даниэле да Вольтерра. При Павле IV фигуры на фреске Страшного суда были искусно задрапированы, что позволило избежать репрессий против работы мастера. Драпировка была сделана таким образом, чтобы фрески не пострадали, когда было решено восстановить их в первоначальном виде. Документы продолжали записываться и после 16 века, но во время реставраций только самые ранние из них остались как исторические свидетельства нужд того времени.
Фреска передает впечатление глобального события, происходящего вокруг центральной фигуры Христа. Его поднятая правая рука заставляет фигуры, пытающиеся подняться, спуститься к Харону и Миносу, хранителям ада; в то время как его левая рука тянет людей справа от себя, как избранных и праведных, к небу. Судья окружен святыми, как планеты, привлеченные солнцем.
известно, что на этой фреске запечатлен не один современник Микеланджело. Кроме того, его автопортрет дважды появляется на фреске: в снятой шкуре, которую Святой Варфоломей держит в левой руке, и под видом мужской фигуры в левом нижнем углу картины, которая успокаивающе смотрит на тех, кто которые поднимаются из гробниц.
- http://SnovaDoma.ru/temples/Churches/Sistine/
- https://GuruTurizma.ru/sikstinskaya-kapella-v-vatikane-pamyatnik-italyanskogo-iskusstva-epoxi-vozrozhdeniya/
- https://ArchitectureGuru.ru/sikstinsky-chapel/
- https://www.miroworld.ru/sikstinskaya-kapella-v-vatikane/
- https://tass.ru/kultura/7909217
- https://planetofhotels.com/guide/ru/italiya/rim/sikstinskaya-kapella
- https://Italy4.me/lazio/vatikan/cappella-sistina.html