Пещера Альтамира в Испании: наскальная живопись и рисунки

Наскальные рисунки в пещере Альтамира и их фото

Вскоре люди узнали, чем таится пещера Альтамира. Археолог опубликовал брошюру о достопримечательностях города Сантандер, которая позже поступила в редакцию одного из журналов.

пешера альтамира рисунки

Наскальные рисунки древних народов пещеры Альтамира

Альтамирой интересовался профессор Мадридского университета дон Хуан Виланов-и-Пьер. Благодаря этому человеку люди посещали занятия по наскальным рисункам. Испанский король Альфонсо XII также посетил Альтамиру.

Но ученые сначала не могли признать это великим открытием. Они даже не пришли посмотреть пещеру. Многие годы другие ученые только смеялись над профессором доном Хуаном Вилановой и Пиера. Марселино умер, он не мог дождаться того часа, когда его открытие будет признано великим.

пешера альтамира

пещера Альтамира внутри

И только в 1902 году, когда уже было сделано много подобных открытий, профессор Карталяк подтвердил подлинность петроглифов Альтамиры и других пещер.

примечательно, что рисунки выполнены натуральными и натуральными цветами — углем, охрой. Солнечные лучи никогда не проникали внутрь пещеры, однако древним художникам удавалось создавать изображения таким образом, чтобы вызвать трехмерный эффект. Когда смотришь на каждый рисунок с пылающим огнем, кажется, что животные движутся.

peshera Altamira Res

рисунки в пещере Альтамира освещены

Но почему тогда к наскальным рисункам относились так недоверчиво? Палеонтология — молодая наука, для которой важны накопленные знания. В этом случае сложно принять что-то новое. Археологи не могли поверить в универсальный эволюционизм. Им казалось, что древние люди не могли быть настолько развитыми, талантливыми, чтобы создавать такие шедевры в условиях полной темноты.

Как посетить

С 1985 года пещера Альтамира включена в Список всемирного наследия ЮНЕСКО как шедевр творческого гения человека. Любой, кто интересуется древней историей, посчитал бы большим счастьем посетить эту пещеру, но доступ к ней сейчас ограничен. Чтобы сохранить драгоценные свидетельства древних, в пещеру допускаются всего несколько человек в день, для этого необходимо получить специальное разрешение. Очередь посетителей ожидается за три года вперед.

Копии рисунков Альтамиры можно найти в Национальном археологическом музее Испании в Мадриде, Немецком музее в Мюнхене и Японии. Любители археологии могут прогуляться по Альтамире, а также посетить «пещерный» музей, в котором выставлены копии рисунков. Входной билет — 3 евро. Стоит съездить в Сантандер, город находится всего в 30 км от пещеры. Музей.

Как попасть в пещеру Альтамира

С 2015 года в оригинальную пещеру могут заходить всего 5 человек в неделю. Очередей и регистраций нет. По пятницам между всеми посетителями музея Альтамира проходит обычная лотерея.

В пятницу для победителей состоится 37-минутная экскурсия.

Подробную информацию о времени посещения музея, стоимости и маршрутах транспорта можно найти на официальном сайте достопримечательности.

Где находится пещера Альтамира и как до нее добраться?

Альтамира находится недалеко от северного испанского города Сантандер, в провинции Кантабрия. Многие туристы приезжают в город, чтобы полюбоваться Кафедральным собором, построенным в традициях готического стиля. Из-за пожара 1941 года здание сгорело, но через время было полностью восстановлено. В соборе хранятся мощи покровителя города, а на городском кладбище похоронен знаменитый испанский писатель Менендес-и-Пелайо. Городская библиотека Сантандера названа в честь этого человека.

Как опытный турист могу сказать, что лучший способ добраться до города Сантандер — самолетом. Аэропорт находится в нескольких километрах от самого города. Вы также можете воспользоваться общественным транспортом (автобусом или такси), чтобы добраться до места назначения в городе.

пешера Альтамира карта

Лучший способ добраться до пещеры из Сантандера — на машине. Шоссе 67, затем знак на Сантильяна-дель-Мар, а затем шоссе 611 или автономная дорога номер 6316. Пещера находится в Сантильяна-дель-Мар (Кантабрия).

Лучшим вариантом будет аренда автомобиля в Испании — это позволит вам самостоятельно спланировать экскурсию.

Как рисовал первобытный человек

Наскальные рисунки Альтамиры выполнены углем, желто-красной охрой, гематитом и другими натуральными красками.

Интересна техника нанесения изображений. Древние художники рисовали не только пальцами, но и специальными приспособлениями. Скорее всего, это были примитивные кисти, палочки или кусочки кожи.

Художники умело использовали выступы и полости потолка и стен, чтобы придать естественный вид будущим рисункам. Возможно, это первый 3D-эффект в истории человечества.

Рисунки в пещере отличаются четкими и хорошо проработанными линиями. Их наносят буквально одним движением, не снимая поверхности. Большинство дизайнов выполнены с фотографической точностью.

Ученые до сих пор обсуждают назначение этих конструкций. Основные версии сводятся к первобытной религии. Возможно, создавая такие изображения, древний человек совершал обряд плодородия или удачной охоты. Возможно, люди просто рисовали обычные сцены из своей повседневной жизни.

пещера Альтамира

Открытие и признание

История открытия, раскопок, публикации и принятия научным миром информации о наскальном искусстве весьма драматична. Пещера Альтамира была открыта в 1879 году хозяевами земли — Марселино Санс де Саутуола с дочерью, именно она обратила внимание отца на рисунки быков на сводах.

Сотуола был археологом-любителем, который датировал находку каменным веком и обратился к научному сообществу за помощью для более точной идентификации. Ответил только мадридский ученый Хуан Виланова-и-Пьер, опубликовавший результаты исследования в 1880 году.

Марселино Санс де Саутуола с дочерью

Трагедия ситуации заключалась в идеальном состоянии и необычайной красоте изображений. Альтамира была первой из найденных пещер с сохранившимися наскальными рисунками, ученые просто не были готовы изменить образ своего мира и признать способность древних создавать такие искусные рисунки. На доисторическом съезде в Лиссабоне Сутулу обвинили в том, что он покрыл стены пещеры сделанными на заказ поддельными рисунками, и клеймо фальсификатора оставалось с ним до его смерти.

Обнаруженные в 1895 году подобные пещеры во Франции долгое время оставались необъявленными, только в 1902 году повторные раскопки в Альтамире смогли доказать эпоху создания картин — верхний палеолит, после которого семья Сотуола была окончательно признана первооткрывателями искусства этой эпохи. Подлинность снимков подтверждена радиологическими исследованиями, их предполагаемый возраст — 16 500 лет.Картина в пещере в Испании

Научные споры

Марселино был очень воодушевлен дебютом. Он пригласил археолога Хуана Виланова-и-Пьера. Вместе они исследовали и описали наскальные рисунки. В 1880 году была опубликована небольшая брошюра об открытии. Все результаты исследований представлены в совместной работе. Они отнесли конструкции к позднему палеолиту.

Однако научное сообщество отнеслось к этому событию холодно. Многие ученые обвиняют Саутволу в фальсификации изображений. Аргументы сводились к тому, что картина сохранилась в отличном состоянии. А красочные наскальные рисунки тогда воспринимались как подделка.

Наскальные рисунки Альтамиры

К сожалению, признание и слава первооткрывателя пришли к Саутволе только после его смерти. Он умер в 1888 году. Несколько лет спустя аналогичные конструкции были найдены в других пещерах. Таким образом, научный мир признал ошибку и подтвердил подлинность наскальных изображений Альтамира.

Эмиль Карталлак (один из ярых противников подлинности рисунков Альтамиры) после исследования пещеры в 1902 году написал статью в научном журнале L’Antropologie. Он назывался La Grotte d’Altamira. Mea culpa d’un sceptique, буквально «Пещера Альтамира, моя вина скептика». В нем он полностью изменил свое мнение о пещере. Эта статья стала фактическим подтверждением подлинности картин Альтамиры.

Наскальная живопись пещеры Альтамира

1985 г пещера внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Интересный факт: 1 апреля 2016 года на экраны вышел фильм «Альтамира» с Антонио Бандерасом в главной роли. Фильм рассказывает об открытии пещеры и проблемах ее принятия научным миром.

Возраст рисунков

Большинство наскальных изображений принадлежит мадленской и солтурейской культурам. Но есть некоторые рисунки, принадлежащие культуре Gravette и ранним ориньякцам. По словам ученых, сама пещера использовалась людьми как минимум 22000 лет (то есть период 35600-13000 лет назад). На этот раз он относится к позднему палеолиту.

Около 13000 лет назад оползень закрыл вход в пещеру. Это позволило сохранить бесценные полотна старины.

Пещера Альтамира в туризме

Первоначально оригинальная пещера стала привлекать множество посетителей. И не только ученые, но и туристы. В 1960-х и 1970-х годах пещеру ежедневно посещали до 1500 человек. В 1973 году его посетили 174 тысячи человек.

Конечно, это сказалось на внутреннем микроклимате. Температура и влажность стали меняться. В результате на сводах пещеры появилась плесень.

В 1977 г пещеру закрыли. Он открылся только через 5 лет, но количество посещений было значительно ограничено. С 1982 года это уникальное место могло посещать не более 20 человек в день.

Желающих посетить пещеру было намного больше. Назначение длилось несколько месяцев. Несмотря на ограничения, наскальное искусство снова начало приходить в упадок.

Наскальные рисунки Альтамиры
Не все рисунки хорошо сохранились

В 2002 году пещеру снова закрыли на реконструкцию.

Любопытство — В 2015 году Монетный двор Испании выпустил монету в 2 евро, посвященную пещере Альтамира. Он представляет собой зубра.

Сколько стоит экскурсия в пещеру Альтамира?

По прибытии в музей билеты можно приобрести в кассах. Дети до 18 лет могут входить бесплатно. Касса закрывается за полчаса до закрытия музея.

Общие сведения о пещере

Вход в пещеру находится на небольшом известняковом холме на высоте 156 метров над уровнем моря.
Температура внутри пещеры около 14 ° C. Влажность 94-97%. При этом эти показатели практически не меняются в течение года.

Пещера состоит из нескольких ходов и пещер. Общая длина 290 метров.
В настоящее время можно выделить разные участки пещеры. Наиболее значимые имеют свои имена.

Прямо у входа находится «вестибюль».

Далее следует более интересный «Sala Grande dei Polychrome». Его длина составляет 18 метров. Высота сводов колеблется от 2 до 6 метров. Здесь как минимум 16 четких изображений. В основном это зубры. Животные изображены в разных позах. Они стоят, лежат или движутся. Это самый впечатляющий участок пещеры. Потолок площадью 100 м2 полностью покрыт красочными изображениями животных.

Пещера Альтамира

Размер изображения от 1,4 до 1,8 метра. Помимо зубра, есть гравюры с изображением лошадей, оленей и кабанов.
Ученые называют потолок Большого зала «Сикстинской капеллой каменного века».

Интересный факт: таким же величественным именем археологи называют знаменитые первобытные рисунки пещеры Ласко во Франции.

«Большой зал непонятных рисунков» — в этой части пещеры можно увидеть абстрактные рисунки. Их назначение до сих пор неизвестно.

Рисунки в пещере Альтамира

Затем следует Галерея, в которой собраны рисунки под названием «макароны».

За галереей следует Sala del Bufalo Nero, где изображены большой черный бизон или бизон, а также лошадь и бык.

Номер «Черный буйвол
Номер «Черный буйвол

Сала-де-ла-Хойя. Это последняя главная комната. Закончите узким туннелем, который называется «Хвостик». Есть модели размером 30-50см.

Кто на самом деле открыл пещеру Альтамира

Вход в пещеру открыл в 1868 году местный охотник Модест Кубильяс Перас. Его собака застряла в камнях, преследуя добычу. Охотнику пришлось спасать своего четвероногого друга. Именно тогда он заметил вход в пещеру. Но он не придал этому особого значения. Окрестности имеют карстовый рельеф, здесь много пещер.

Модест рассказал о своем открытии графу Марселино Санс де Саутуола, владельцу земли.

Сотуола был страстным энтузиастом археологии, но не обратил внимания на открытие другой пещеры. Только в 1876 году граф решил исследовать пещеру. Правда, он не ушел далеко и потерял к ней интерес.

После посещения археологической выставки Парижской универсальной выставки 1878 года Марселино вспомнил, что у него есть неизведанная пещера.

В 1879 году, взяв с собой 9-летнюю дочь Марию, граф отправился в пещеру, надеясь найти хоть какие-то древние артефакты. На стенах он видел несколько повторяющихся черных отметин и полос. Но его дочь, взглянув вверх, нашла настоящие картины на потолке пещеры. Слова ребенка «Смотри, папа, волы!» по сути, они стали открытием нового исторического места с наскальными рисунками. Поэтому мы полагаем, что пещера, или, скорее, рисунки в пещере Альтамира, были обнаружены Марией Санс де Саутуола.

Копия чертежей пещеры Альтамира
Реплика потолка Большого зала

Копия пещеры Альтамира

Чтобы показать все картины каменного века, в 2001 году рядом с пещерой был построен Национальный музей и исследовательский центр Альтамира.

Главная особенность музея — это точная копия Большого зала пещеры. Воспроизводит рисунки оригинальной пещеры. Отдельный экспонат содержит копии рисунков из других частей пещеры. Копия наскального рисунка Педро Саура и Матильды Музвиз из Мадридского университета. Художники использовали те же краски, материалы и технику, характерные для оригинальных рисунков.

Копия пещеры Альтимара
Сделайте копию пещеры Альтимара

В городе Сантандер также есть музей, в экспозиции которого находится рисунок пещеры Альтамира. Кроме того, такие копии находятся в музеях Германии и Японии.

Обратите внимание на пещеру Петралона в Греции.

Реплика рисунков Альтамиры
Копии наскальной живописи пещеры Альтамира

Оцените статью
Блог о достопримечательностях