Собор Василия Блаженного: храм на Красной площади в Москве

Заказчиком собора был Иван Грозный

Заказчиком собора был Иван Грозный

Храм был построен по приказу Иоанна IV Грозного в память о его победе над Казанским ханством. Строительство длилось с 1555 по 1561 год. До этого за несколько лет в честь побед русского оружия над татарами на Красной площади были построены деревянные «походные» церкви, а после окончательной победы царь приказал на их месте воздвигнут единственный собор. Согласно легенде, архитектор, построивший храм, был ослеплен за то, что не смог построить собор лучше, чем в Москве. Однако, скорее всего, это всего лишь легенда: хотя имя мастера, воздвигшего собор Василия Блаженного, до сих пор неизвестно, ученые сходятся во мнении, что, скорее всего, это был ярославский архитектор Постник Яковлев по прозвищу Барма. После завершения строительства собора Василия Блаженного Постник принял участие в строительстве Казанского кремля, а значит, его никак нельзя было ослепить.

Путешествие сквозь время

Несколько раз собор был на грани разрушения. В 1812 году, во время войны с Наполеоном, здесь располагались французские конюшни, в Москве вспыхнули пожары и храм снесли, чтобы взорвать. Несмотря ни на что, он выжил, как будто сама Богородица его защищала. Разграбив ценности, завоеватели покинули церковь. Во время запрета богослужений собор Сан-Базилио не трогали.

В 1918 году собор был взят под охрану государства как памятник национального и мирового значения. Богослужения проводились регулярно до начала 20 века. Был расстрелян последний настоятель церкви Иоанн Восторгов.

Храм Василия Блаженного

С 21 мая 1923 года собор открыт для посетителей как историко-архитектурный музей. В 1928 году храм стал филиалом Государственного исторического музея и существует до сих пор. Собор претерпел 4 глобальных реставрации. В 1990 году Покровский собор был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в России.

Указом Президента РСФСР от 18 ноября 1991 года Русской Православной Церкви разрешено проводить регулярные службы в соборах Кремля и в соборе Василия Блаженного. Первое богослужение в храме состоялось в престольный праздник Покрова Пресвятой Богородицы 14 октября 1991 года.

2001 г. — начало реставрационных работ в храме, которые длились 10 лет. На реставрацию интерьеров 10 церквей потрачено 390 миллионов рублей. В 2008 году собор был включен в «Семь чудес света» России. 15 августа 1997 года после реставрации была открыта церковь Сан-Базилио-иль-Беато с регулярными функциями.

Русский зодчий или европейский мастер

Пока точно неизвестно, кто построил собор Сан-Базилио. У исследователей есть несколько вариантов. Один из них: собор построили древнерусские архитекторы Постник Яковлев и Иван Барма. По другой версии, Яковлев и Барма на самом деле были одним человеком. Третья версия гласит, что автором собора стал иностранный архитектор. Ведь композиция Храма Василия Блаженного не имеет аналогов с древнерусской архитектурой, но прототипы здания можно найти в западноевропейском искусстве.

Кто бы ни был архитектором, о его дальнейшей судьбе ходят грустные легенды. По их словам, когда Иван Грозный увидел храм, он был поражен его красотой и приказал ослепить архитектора, чтобы он больше нигде не повторил свое великолепное сооружение. Другая легенда гласит, что по той же причине был казнен иностранный строитель.

Предания старины

Собор возведен в 1555-1561 годах на Красной площади в Москве, у Спасских ворот Кремля, над спуском к Москве-реке, по повелению Ивана Грозного. В XVI веке на месте собора был сооружен оборонительный ров глубиной 13 метров и шириной 36 метров, проходивший вдоль стен Кремля через Красную площадь. Ров был засыпан в 1813 году.

Царь, который намеревался завоевать Казанское ханство — часть бывшей Золотой Орды — поклялся Богу построить беспрецедентный храм в России в случае победы вражеского вторжения.

Храм в начале существования, рисунок

Храм строили 6 лет только в теплое время года. По легенде, царь наблюдал за сооружением с башни на стенах Кремля. Чтобы сохранить красивое здание в единственном уникальном экземпляре, архитекторы собора Барма и Постник были ослеплены по приказу Ивана Грозного.

Во время Великой Отечественной войны храм замаскировали, чтобы спасти его от бомбардировок. После войны Сталину было предложено убрать собор как препятствие для парада победы. Каганович, показав Сталину план подготовленной для парада площади, снял изображение храма. Сталин его резко перебил: «Лазарь, положи обратно!» С тех пор неприкосновенность храма ни разу не подвергалась сомнению.

Царская сокровищница и аналой на Лобном месте

В соборе нет подвалов. На их месте был построен общий фундамент — подвал, перекрытый арками без опорных столбов. Его вентилировали через специальные узкие отверстия — форточки. Изначально помещение использовалось как склад: здесь хранилась царская казна и ценности некоторых богатых московских семей. Впоследствии был заложен узкий вход в подвал — его нашли только при реставрации 1930-х годов.

Покровский собор, обладая колоссальными внешними размерами, внутри невелик. Возможно, потому, что изначально он был построен как мемориал. Зимой собор был полностью закрыт, так как он не отапливался. Когда в храме стали совершать службы, особенно во время крупных религиозных праздников, очень мало людей помещали внутрь. Затем кафедру перенесли в Лагерь казни, и собор стал служить огромным алтарем.

Интерьер храма

Интерьер храма представляет собой бесконечную серию сводчатых залов, украшенных экспонатами из истории строительства собора. Древность чувствуется повсюду. Архитектурным украшением являются ступенчатые подоконники узких и высоких окон, которые отражают и рассеивают свет, падающий на каждую ступеньку, поэтому храм светлый и гостеприимный.

Лестница

Под окнами есть небольшие круглые отверстия (голоса), которые не усиливают звук, а очищают от лишних голосовых вибраций. Звук становится сочным и ярким, отчетливо слышны песнопения, проповеди и молитвы.

Собор украшен картинами, написанными маслом. На стенах сцены из жития Василия Блаженного. На западной стороне находится изображение Покрова Пресвятой Богородицы. Верхний уровень расписан фресками с изображением святых — покровителей царского дома Романовых: мученицы Ирины, Иоанна Крестителя, Святой Анастасии Узорчатой ​​и Феодора Стратилата. На южной стороне находится Владимирская Богородица с избранными святыми из Московского круга.

Паруса свода (треугольники под потолком) расписаны иконами евангелистов, а потолок — нерукотворными иконами Спасителя, Иоанна Крестителя, Богородицы.Под куполом изображение Богородицы. Всемогущий Спаситель.

Время

Иконостас спроектирован архитектором Андреем Павлиновым и украшен резьбой по дереву и позолоченным кружевом. Он настолько велик для маленькой Покровской церкви, что продолжается на боковых стенах. Иконостас украшают старинные иконы: Смоленская Богородица XVI века и изображение Василия Блаженного на фоне Красной площади Московского Кремля, написанное в XVIII веке.

Внутри храма

Храм Василия Блаженного состоит из десяти церквей

Собор Сан-Базилио состоит из десяти церквей

Храмы, составляющие собор Василия Блаженного, в основном освящены в честь святых, дни памяти которых совпали с днями решающих сражений за Казань. Центральная церковь освящена в честь заступничества Богородицы, вокруг нее по сторонам света расположены четыре большие церкви, а по диагонали — четыре церкви поменьше. Собор из-за своей неоднородности получился асимметричным и со всех сторон выглядит по-разному. Десятый храм был пристроен в 1588 году в честь безумного московского святого Василия Блаженного, который, по одной из версий, помогал собирать деньги на храм.

История Покровского собора

Собор Покрова Пресвятой Богородицы на рву получил свое название от расположения возле рва Алевиз, который в 16-19 веках проходил вдоль Красной площади вдоль восточной стены Кремля. Однако в разговорной речи официальное название храма практически не используется: он стал более известен как Собор Василия Блаженного — в честь самого известного московского глупого святого и чудотворца. Василий Блаженный — легендарная личность в истории Москвы; когда-то на месте Покровского собора стояла деревянная Троицкая церковь (находится на рву), на кладбище, где был похоронен неразумный святой. После его канонизации в 1588 году к Покровскому собору на месте захоронения тауматурга пристроили часовню в его честь. Впоследствии именем тауматурга в народе стал называть весь собор.

Храм был построен в 1555-1561 годах по приказу Ивана Грозного в память о взятии Казани.

История собора Сан-Базилио полна загадок и белых пятен: в частности, доподлинно неизвестно, кем был архитектор. По наиболее распространенной версии, его построили архитекторы Иван Барма и Постник Яковлев, однако он считается устаревшим. Существует версия, что легендарные Барма и Постник — одно и то же лицо (Постник Яковлев по прозвищу Барма), а также версия о том, что собор мог быть построен неизвестным итальянским архитектором (поскольку значительная часть кремлевских построек была построена от итальянцев), что пока не нашло убедительных подтверждений. Распространенная городская легенда гласит, что после постройки царь Иван Грозный, пораженный красотой собора, приказал ослепить архитекторов, чтобы они не строили ничего подобного, однако на самом деле это маловероятно: если Постник Яковлевы, по сути, были одним из архитекторов, затем после Покровского собора приняли участие в строительстве Казанского кремля и, конечно, не могли быть ослеплены. Хотя, опять же, есть версия, что это были разные Постники.

Стены храма были построены из красного кирпича, который в то время был довольно новаторским строительным материалом для Москвы. Чтобы защитить редкий материал от воздействия атмосферных осадков, внешние стены здания были окрашены в красный и белый цвета, подчеркнув кладку. В 1588 году по приказу царя Федора Иоанновича к церкви была пристроена часовня Василия Блаженного, выполненная как самостоятельный бесколонный храм с отдельным входом.

Информации о том, как изначально выглядел Покровский собор, немного. Известно, что в прошлом окружавшая ее галерея КАД была открытой и не имела массивных павильонных аркад и растительных орнаментов: свод над галереей и две аркады над лестницей были пристроены во второй половине XVII века, когда в здании были проведены важные работы по реконструкции. В этот же период к собору были пристроены новые церкви: Пресвятой Богородицы, Пресвятой Богородицы Феодосии и другие. По данным русского историка Петра Хавского, в 1722 году в соборе было 18 престолов: животворящая Троица, вход Господень в Иерусалим, Николай Великорецкий, усекновение главы Иоанна Крестителя, Параскева-Пятница, Варлаам Хутынский, апостол Андроник, Григорий d ‘Армения, Киприан и Иустиния, Ризос Богородица, Сергий Радонежский, Василий Великий, Александр Свирский, Богородица Феодосия, Мария Египетская, Всех Святых, Епифаний и Три Патриарха.

У глав также был другой аспект: те цветные фигурные купола, которыми сегодня известен собор Сан-Базилио, появились только в конце 16 века; первые, вероятно, имели форму шлема, и их прикрытие было разрушено одним из пожаров в городе. Под вопросом даже их первоначальное количество: известно, что при реставрации 1784-1786 годов под руководством архитектора Ивана Яковлева было демонтировано 8 небольших куполов у основания шатра, признанных более поздними пристройками.

Во время Отечественной войны 1812 года собор разграбили французы, но вскоре после войны его отремонтировали и освятили. В 1817 году при перестройке Красной площади по проекту Осипа Бове подпорная стена храма со стороны Васильевского спуска и Москворецкой улицы была облицована камнем, а наверху установили чугунную ограду.

В советские годы собор Василия Блаженного избежал сноса (хотя богослужения в нем еще были запрещены) и стал одним из первых архитектурных памятников, взятых под охрану государства. Его музефикация началась в 1918 году, а в 1923 году было решено создать внутри историко-архитектурный музей, который впоследствии вошел в состав Государственного исторического музея. Изначально здание находилось в плачевном состоянии, но уже в 20-х годах прошлого века начались ремонтно-реставрационные работы, направленные на возвращение собору первозданного вида и частичное воссоздание интерьеров XVI-XVII веков. В 1931 году в собор перенесли памятник Минину и Пожарскому, ранее установленный в центральной части Красной площади.

После распада Советского Союза — с 1991 года — строительство храма находится в совместном пользовании музея и Русской православной церкви.

Внешнее и внутреннее убранство. Иконостас

Храм имеет сложную структуру. Главный столбный храм в честь заступничества Богородицы окружен с четырех сторон осевыми церквями, среди которых есть еще четыре церкви меньшего размера. Во второй половине 17 века к комплексу была добавлена ​​Campanile della Tenda.

Внутреннее убранство девяти храмов различается по стилю, цветовой гамме и способам исполнения. Стены украшены картинами, написанными маслом, но кое-где сохранились оригинальные фрески 16 века. Одна из самых почитаемых святынь храма — резная арка над местом захоронения Василия Блаженного.


Иконостас. Фото: igid.ru

Главная ценность собора — уникальный иконостас, в котором хранится более четырехсот икон XVI-XIX веков, выполненных мастерами церковной живописи Новгорода и Москвы. Иконостас был создан в конце 19 века по проекту архитектора Павлинова. Иконы XIX века были написаны московским иконописцем и реставратором О. Чириковым.

Иконостас с заворотом

Иконостас для собора Василия Блаженного был создан в 1895 году архитектором Андреем Павлиновым. Это так называемый иконостас с изюминкой: он такой большой для маленькой церкви, что продолжается на боковых стенах. Его украшают старинные иконы: Смоленская Богородица XVI века и образ святого Василия Блаженного, написанный в XVIII веке.

Кроме того, храм украшают росписи — они были созданы на стенах здания в разные годы. Здесь изображена Василий Блаженный, Богородица, главный купол украшен ликом Спасителя Вседержителя.

Изначально Храм Василия Блаженного был белым

Изначально храм Василия Блаженного был белым

Сегодня собор Сан-Базилио известен во всем мире своей необычной хроматической композицией. Однако изначально все было намного проще: храм был белым, с золотыми куполами. Только в 17 веке в России стали использовать более сложные цветовые решения для росписи церквей, а более чем через сто лет после его постройки, в 1680 году, из храма удалили известь, а на его стенах появился замысловатый орнамент.

Архитектура и убранство храма

Хотя здание собора состоит из отдельных церквей, оно очень завершено. Фактически отсутствует главный фасад: храм со всех сторон воспринимается как нечто уникальное. Его одиннадцать куполов (по одному над каждой из главных часовен, два над церковью Сан-Базилио иль Беато и один над колокольней) объединены в общую пирамидальную композицию, центром которой является шатер над часовней Покрова. 65 метров в высоту.

2_с
Собор очень наряден: красный кирпич с белокаменными украшениями оживлен зеленым, синим и красным убранством глав. Все оттенки выдержаны в одном тоне, что придает фасадам соборов гармоничную красоту, не переходящую в пестрость. Собор очень тектонический: преобладает красный цвет стен, а белыми выделяются только декоративные элементы. При этом они нарочито очень плоские, чтобы не разрушить монументальную массу здания.

Архитектору удалось блестяще справиться со сложной идеологической задачей — отразить в архитектуре все значимые события военной кампании. Вместо того, чтобы создавать единое пространство с множеством боковых часовен, Барма Постник размещает девять независимых небольших церквей на цокольном этаже. В центре находится главный храм Покрова Пресвятой Богородицы, а остальные восемь расположены вокруг него. В то же время композиция собора не идеально симметрична: форма основания каждой церкви немного отличается, так как центральный объем имеет большое алтарное пространство с восточной стороны. Это решение не имело аналогов в русской архитектуре.

shutterstock.com
Все церкви объединены двумя галереями. Первый — внутренний, вокруг Покровской церкви, второй — внешний, окружающий все девять церквей. Внешняя галерея когда-то была открытой, но в 17 веке ее перекрыли сводами. В то же время над лестницей появились занавешенные аркады. Незадолго до этого, в 1588 году, к собору была пристроена еще одна, десятая церковь — в честь Василия Блаженного.

В церкви частично сохранилась роспись XIX века, а кое-где восстановлен первоначальный «кирпичный» убранство. К западу от центрального храма находится боковой алтарь Входа Господа в Иерусалим, тот самый, к которому двигалась «процессия ослов». Есть иконостас XVI века, перенесенный из Александро-Невского собора (находился на территории Кремля, разобран в XVIII веке). Вообще в Храме Василия Блаженного сохранилось много красивых старинных икон. Они более органично воспринимаются в интерьерах храмов, чем на стенах музеев. Сегодня в каждой церкви хорошее освещение, что позволяет внимательно рассматривать каждое изображение.

известно, что на месте собора Василия Блаженного существовала церковь Сан-Базилио. Троицы, и одна из приделов нынешнего храма сохранила это посвящение. Он примечателен красивым иконостасом, состоящим из старинных изображений (в том числе XVI века). В церкви Трех Константинопольских Патриархов хорошо сохранилось убранство XIX века: фрески и иконостас. В церкви Святого Николая Великорецкого реставраторы обнаружили сохранившийся дубовый пол — скорее всего, раньше во всем соборе были деревянные полы.

5_с

Узкие галереи между церквями также украшены: в XVII веке они были расписаны растительными орнаментами, а вскоре и тематическими фресками. Особое внимание стоит уделить подвалу, который раньше служил сокровищницей. Его пространство покрыто сложными волнообразными сводами. Кроме того, в подвале выставлена ​​коллекция икон, а также серебряные пластины, образцы оружия и красивая обложка эдикулы Сан-Базилио иль Беато, вышитая в 16 веке.

Грандиозная стройка в рекордные сроки

Изначально на месте собора стояла деревянная Троицкая церковь. Вокруг него во время походов на Казань возводили храмы — они отмечали сильные победы русской армии. Когда Казань окончательно пала, митрополит Макарий предложил Ивану Грозному перестроить архитектурный ансамбль в камне. Он хотел окружить центральный храм семью церквями, но из соображений симметрии их число было увеличено до восьми. Тогда на одном фундаменте были построены 9 самостоятельных церквей и колокольня, соединенных сводчатыми переходами. Снаружи церкви окружали лоджии, называемые гульбищами, что-то вроде церковного притвора. Каждый храм венчал собственный купол с неповторимым мотивом и оригинальным барабанным орнаментом. Грандиозное по тем временам здание высотой 65 метров было построено всего за шесть лет, с 1555 по 1561 год. До 1600 года оно было самым высоким зданием в Москве.

Архитектура собора на Красной площади

Если посмотреть на собор Василия Блаженного сверху, вид сверху напомнит вам восьмиконечную звезду, которая в православии является символом Богородицы.

Храмы соединены двумя галереями. С запада к собору примыкают две аркады, к которым ведет белокаменная лестница. С северо-востока расположен 10-й боковой алтарь — храм Василия Блаженного, в честь которого установлено общепринятое название самого известного московского храма. Одиннадцатый боковой алтарь представляет собой колокольню, увенчанную восьмиугольным занавесом к юго-востоку от здания.

Поэтому сделать вывод о количестве куполов собора Василия Блаженного несложно: их одиннадцать.

Церковь Сан-Базилио

Собор Василия Блаженного: интересные факты

  • Древняя легенда о строителях Храма Василия Блаженного гласит, что при строительстве храма архитекторы Постник и Барма были ослеплены по приказу Ивана Грозного, чтобы они уже не могли строить ничего более красивого.
  • Внутреннее убранство храма Василия Блаженного при Иване IV было намного проще, чем сейчас. Уникальные фрески на стенах были созданы еще в 17 веке. Внешне храмовый комплекс тоже выглядел совершенно иначе. Куполов было 25, их цвет был золотистый, форма не луковичная, а шлемовидная. Стены изначально были белыми. Свой нынешний вид здание приобрело в XVI, XVII и даже XIX веках.
  • Высота Покровского собора на рву составляет 61 метр, что было очень и очень высоким показателем для XVI века.
  • До конца 16 века тайники располагались в нишах нижнего этажа церкви Покрова до конца 16 века, где хранились царские сокровища, а также имущество самых состоятельных горожан.
  • В 1812 году Наполеон разграбил ценности Покровского собора на рву и попытался взорвать само здание, однако, по легенде, запалы, приведшие к взрывчатке, погасли из-за внезапно начавшегося дождя.
  • Еще из советских времен существует легенда, согласно которой Сталин сам спас от сноса Покровский собор в Москве. Глядя на привезенный Кагановичем макет Красной площади, с которого был снят съемный макет собора, Иосиф Виссарионович воскликнул: «Лазарь, верни его.

Режим работы музея «Покровский собор»

Как музей, Храм Василия Блаженного в Москве открыт каждый день.

Часы работы музея:

  • май, сентябрь — октябрь: с 11:00 до 18:00;
  • июнь — август: с 10:00 до 19:00;
  • ноябрь — апрель: с 11:00 до 17:00.

Важная информация! Первая среда каждого месяца — день уборки.
При температуре ниже -15 ° C часы работы музея сокращаются.
По воскресеньям в 10.00, а также в престольные праздники в соборе совершается богослужение.

Входной билет:

  • для взрослых — 350 руб.
  • для школьников 17-18 лет, студентов и льготников — 100 руб.
  • семейный билет (двое родителей и один-двое детей до 18 лет) — 600 руб.
  • дети до 16 лет — бесплатно.

Экскурсии

В Покровском соборе туристы могут заказать следующие экскурсии:

  • «Покровский собор — исключительный историко-архитектурный памятник XVI века.»;
  • «Живая старина в стенах Покровского собора: будь я древним воином, строителем, художником…»;
  • «Символ России: Покровский собор в истории и культуре России»;
  • «Чудесное чудо: тайны древних стен Покровского собора»;
  • Тематические экскурсии.

Количество участников — до 15 человек, продолжительность — 2-3 часа. Заказать экскурсию, узнать о ценах и условиях можно по телефону музея: 8 (495) 698-33-04.

VIP-обслуживание: экскурсия «Покровский собор — жемчужина русского средневекового зодчества» в неподходящий момент (до открытия музея или после его закрытия) в сопровождении гида-переводчика.

Цена: 1000 руб.

Количество участников: до 20 человек.

Изучая архитектуру российской столицы, нельзя забывать о роскошном комплексе Большого театра, который является крупнейшим театром России, а также одним из самых значимых театров оперы и балета в мире.

Как добраться до храма Василия Блаженного

Адрес: Красная площадь, 2

Как добраться: метро до ближайших станций — «Охотный ряд», «Театральная», «Площадь Революции», «Китай-город».

Храм в честь прорицателя

Хотя официальное название собора — собор Покрова на рву, все знают его как собор Василия Блаженного. По легенде, знаменитый московский тауматург собрал деньги на строительство храма, а затем был похоронен у его стен. Юродивый Василий Блаженный ходил босиком по улицам Москвы, почти без одежды большую часть года, проповедуя милосердие и помощь другим. О его прозорливом даре ходили легенды: говорят, что он предсказал пожар Москвы в 1547 году. Сын Ивана Грозного Федор Иоаннович приказал построить храм в честь Василия Блаженного. Он стал частью Покровского собора. Церковь была единственным храмом, который работал постоянно, круглый год, днем ​​и ночью. Позже, по названию, прихожане стали называть собор Собором Василия Блаженного.

Храм Василия Блаженного — не настоящее имя собора

Собор Василия Блаженного - это не настоящее название собора

Собор, известный всем как Собор Василия Блаженного, на самом деле имеет другое официальное название: Собор Покрова Пресвятой Богородицы на рву. Ров, упомянутый в названии, — это Алевизов, оборонительное сооружение, проходившее вдоль стен Кремля в 16 веке. Имя Василия Блаженного — глупого московского святого, причисленного к лику святых, — было дано собору по народным слухам после нескольких исцелений на могиле святителя Василия Блаженного, скончавшегося в 1557 году и похороненного рядом с собором.

Храм Василия Блаженного — задумка

Такой выбор архитекторов обусловлен тем, что по задумке собор Василия Блаженного должен был символизировать небо, город Божий, идея принадлежала митрополиту Макарио, архитекторы пытались ее реализовать. Изменились эпохи, изменились представления людей о том, какими должны быть небеса, и собор претерпел изменения. Основная идея осталась неизменной: собор Василия Блаженного — прообраз райского райского уголка, цветник. В его украшение входят виноградные листья, красивые цветы, растения, которые не растут на земле…

История создания храма

Второе и оригинальное название храма — Собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву. Он был построен во время правления царя Ивана Грозного в середине 16 века в честь взятия города Казани, столицы могущественного Казанского ханства. Эта победа стала для России огромным военным успехом. Верующие не сомневались, что ни одно сражение не выиграно без Божьей помощи, и решили выразить ему свою благодарность, построив богато украшенный храм.

В 1553 году на Красной площади был возведен деревянный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Выбор посвящения был не случаен: решающий штурм Казани начался в день этого праздника в церкви. Деревянный храм был временным: строительство каменного храма началось двумя годами позже. Автором его проекта был русский архитектор Барма Постник. Как и в деревянной церкви, престолы каменного собора посвящались святым или праздникам,

3_с
дни которой приходились на события военной кампании. Например, 30 августа произошло одно из важных событий Казанского похода — разгром конницы татарского князя Япанчи, затем появилась часовня Трех Константинопольских патриархов. Название церкви СС. Адриано и Наталья. Ранее он был посвящен СС. Киприан и Иустин в день их памяти взяли Казань. Но в XVIII веке один из прихожан пожертвовал собору крупную сумму, попросив заново освятить придел в честь его небесной покровительницы мученицы Наталии.

Красота храма поражала современников. Есть даже легенда, что Иван Грозный приказал ослепить строителей собора, чтобы они больше не могли повторить ничего подобного. Историки же опровергают этот миф: есть свидетельства того, что впоследствии Барма Постник участвовал в реставрации Казани как архитектор.

Архитектурная композиция собора

Архитектура собора необычна. Собор Василия Блаженного — изящное и праздничное сооружение, напоминающее гигантский куст цветов. Здание высотой 60 метров не имеет глубокого фундамента. Девять самостоятельных храмов с отдельными входами построены на едином фундаменте — подвале (цокольном этаже) и связаны между собой внутренними сводчатыми переходами, украшенными орнаментом в виде трав и цветов.

Вход

Здание построено из кирпича, фундамент и цоколь — из белого камня. Толщина стен храма — 3 метра, высота часовен — 6 метров. За толстыми стенами устроили тайники, в которых хранились царские сокровища.

Изначально экстерьер храма был окружен лоджией-гульбищем. Центральный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы завершился высоким занавесом, украшенным изнутри черно-красной краской на белом фоне. Шатер — идея божественного покрова, простирающегося над русской землей — укреплен на «подступенке», круговой конструкции, уходящей в небо. Наружные украшения: столбы, панно, стрелы, розетки.

Боковые алтари венчают луковичные купола с крестами. Лук украшен плиткой, ярким и праздничным украшением с неповторимым рисунком. Купола собора похожи друг на друга, но при этом выполнены по-разному — воплощена идея частичных отличий при общем сходстве. Завершала ансамбль собора открытая трехсторонняя колокольня с массивным колоколом, роспись стен которого имитировала кладку.

Купола

В 1588 г к собору была пристроена десятая церковь над могилой московского чародея Василия Блаженного. Церковь представляет собой самостоятельный храм с отдельным входом, где проходили службы: остальные храмы не отапливались. С семнадцатого века название бокового алтаря было перенесено в собор с «популярным» названием «Собор Сан-Базилио».

Со временем собор преобразился: к нему пристроили одиннадцатый храм, появились ризница, хранилище ценностей и церковные святыни. Храм украсили сводчатые павильоны-аркады с орнаментальной росписью, напоминающей цветочные ковры. Снаружи картина — имитация каменной кладки — «дикий камень».

12 июля 1561 г собор освятил митрополит Макарио. Каждый храм был награжден освящением в честь религиозного праздника и дней решающих сражений за Казань. Центральный престол назван в честь Покрова Богородицы, потому что 14 октября, в день праздника Покрова, начался штурм Казани. Собор получил свое название от названия главной церкви. Перед храмом установлен памятник Минину и Пожарскому.

Как добраться

Храм входит в архитектурный ансамбль Красной площади. Добраться сюда можно классическим способом — на метро или наземным транспортом — автобусами n. 158, м5 до одноименной остановки на улице Варварка, а затем проследовать к месту назначения через Васильевский спуск.

метро удобнее добираться с вокзалов. Ближайшие к площади станции — Охотный Ряд, Китай-город, Театральная, Площадь Революции».

Источники

 

  • https://fishki.net/3403327-interesnye-fakty-o-hrame-vasilija-blazhennogo.html
  • https://ArchitectureGuru.ru/st-basils-church/
  • https://www.culture.ru/materials/211445/7-interesnykh-faktov-o-khrame-vasiliya-blazhennogo
  • http://mosprogulka.ru/places/hram_vasilija_blazhennogo
  • https://www.Sputnik8.com/ru/moscow/sights/hram-vasiliya-blazhennogo/info
  • https://ru.moscovery.com/%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80-%D0%B2%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D1%8F-%D0%B1%D0%BB%D0%B0%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE/
  • https://planetofhotels.com/guide/ru/rossiya/moskva/hram-vasiliya-blazhennogo
  • https://www.pravmir.ru/hram-vasilija-blazhennogo/
  • https://shm.ru/museum/hvb/

Оцените статью
Блог о достопримечательностях