- Гибель императора Александра II
- Краткая история храма
- Покушение на Александра II 1 марта 1881 года
- Фотографии
- Собор в советские годы и наше время
- История возведения храма
- Архитектура и описание строения
- Архитектурные особенности
- Каменное убранство
- Откуда произошло название?
- Внутреннее убранство собора
- Здание храма
- Архитектура
- Купола
- Интерьер
- Чем еще примечателен Спас на Крови?
- Сень и иконостас – гордость храма
- Что посмотреть в Спасе на Крови
- Торжественная закладка храма Воскресения Христова на Екатерининском канале 6 октября 1883 года
- Где находится и как добраться
- Стоимость билетов 2021
- Царь-освободитель
- Режим работы 2021
- Расписание и цены билетов
- Интерьер собора
- Время посещения и часы работы
- Строительство Собора Воскресения Христова
- Значение храма
- Иконы «Воскресения Господня»
- Внешний вид
- Купола Спаса на Крови
Гибель императора Александра II
Российский император Александр II
Александр II вписан в историю России как царь-реформатор, который провел много важных реформ на благо народа, одной из которых была отмена крепостного права. И за все эти действия народ отплатил ему тем, что Александр II стал рекордсменом по количеству покушений. Террористы не раз стреляли в него, взрывали Зимний дворец и Императорский поезд, но шесть раз, находясь на грани гибели, император оставался жив.
Однако 1 марта 1881 года террористы прорвались: бомба, сброшенная прямо у ног царя, оборвала его жизнь. Покушение подготовила группа террористов «Народной воли» во главе с Софьей Перовской. Утром в карете с царем, возвращавшимся из Михайловского манежа в Зимний дворец после посещения развода, член Народной воли Рысаков бросил бомбу, но царь снова выжил, двое гвардейцев и один посыльный погибли. Царь вышел из экипажа и подошел к раненым, в это время к нему подбежал другой народник, Гриневицкий и сбросил еще одну бомбу. Террорист Александр от мощного взрыва был сброшен на ограждение канала.
Краткая история храма
История создания Храма Спаса-на-Крови начинается 2 марта 1881 года, сразу на следующий день после смерти царя Александра II. Решение о закладке мемориального сооружения принял император Александр III.
Изначально было решено построить часовню на месте гибели царя. Л. Бенуа выступил архитектором. Здание построено на средства купца Громова. И уже в середине апреля 1881 г часовня была освящена. Однако в 1883 году его разместили на Конюшенной площади, а спустя 9 лет разрушили.
Был проведен конкурс на разработку эскиза будущего храма. В конце декабря 1881 года на рассмотрение комиссии было представлено двадцать шесть проектов. Победитель конкурса и участники, занявшие второе и третье места, представили работы, выполненные в русско-византийском стиле. Их показали Александру III, но он отказался от всех вариантов, так как хотел, чтобы храм был в русском стиле и напоминал храмы Ярославля и Москвы.
Поэтому был создан второй конкурс, в котором император также не выбрал лучшую идею из 31 кандидата. Эскизы были доработаны согласно пожеланиям Александра III, в результате проект архитектора А. Парланда стал лучшим.
Внешний вид храма Спаса-на-Крови 1907-1910 гг
В 1883 году, в конце октября, был заложен первый камень храма. При строительстве здания были использованы все современные технологии того времени. Храм был полностью электрифицирован. Помещение внутри освещали 1689 лампочек. Поскольку место будущего сооружения располагалось рядом с каналом, было решено не укреплять грунт столбами, а заложить фундамент под фундамент. Такой ход спас храм от попадания воды из канала.
Спас на Крови был освящен в 1907 году. Это произошло из-за большой задержки в украшении здания мозаикой. В освящении участвовали сам император Николай II и все члены двора. А в 1908 году была освящена часовня ризницы Иверской иконы Божией Матери.
Спас на Крови изначально не был приходским храмом. Службы и проповеди проводились только в память Александра II. Также в 1917 году было решено прекратить финансирование Спаса на Крови. А в октябре 1930 года ВЦИК принял решение закрыть храм.
В 1938 году «Спас-на-Крови» подлежали демонтажу. Но во время Великой Отечественной войны это решение было отложено.
С 1968 года Спас на крови находится под охраной Государственной инспекции по охране памятников. Храм вновь открыл свои двери для посетителей после ряда ремонтов в 1997 году, когда он уже имел статус музея. Богослужения в храме проводятся с 2010 года.
Покушение на Александра II 1 марта 1881 года
Это был конец, через 3 часа король ушел. На престол взошел его сын Александр III.
Гриневский также скончался от полученных ран. Остальных участников покушения вскоре арестовали и повесили на Семеновском плацу.
Спектакль Народная Воля
Смерть императора потрясла всю Россию. Борис Чичерин писал:
«Одно из величайших царств в истории России закончилось страшной катастрофой. Монарх, осуществивший заветные мечты русского народа, дал свободу двадцати миллионам крестьян, учредил независимый и общественный суд, предоставил земству самоуправление, снял цензуру с печатного слова, этот монарх, благодетель народа его люди выпали из рук плохих парней, которые преследовали его несколько лет, и, в конечном итоге, тех, кто добился своей цели. Такая трагическая судьба может произвести колоссальный эффект только на всех тех, в ком не замутнена мысль и не исчерпаны человеческие чувства».
«Он не хотел выглядеть лучше, чем он был, и он часто был лучше, чем он выглядел» (В.О.Ключевский).
Фотографии
Собор в советские годы и наше время
В первые годы своего правления большевики не выделяли денег на содержание церкви. Служители долго отстаивали свою позицию, но в 1930 году Спаситель был закрыт. Тогда был вынесен вердикт: здание демонтировать на месте. Но война помешала осуществить план. В тяжелое для страны время на территории собора действовал морг для погибших военнослужащих. После 1945 года Храм Воскресения Христова принадлежал Малому театру, в котором сохранилась сцена для спектаклей. И только в 60-е годы государство вернуло его обратно. Позже он стал филиалом музея Исаакиевского собора. Аварийное состояние помещения потребовало реставрации, которая началась в 1980-х годах. В 1997 году он был открыт для посещения, а в 2004 году услуги были восстановлены.
История возведения храма
На месте трагедии, где была пролита «святая кровь Государя», воздвигнут временный памятник и поставлен часовой.
Но Александр III приказал построить на этом месте храм и, пока готовился план, построить временную часовню, а 4 апреля часовня уже стояла.
Царь Александр III хотел, чтобы будущий храм был выполнен в псевдорусском стиле церковной архитектуры 17 века, и он непременно остался бы на прежнем месте, и в 1893 году он заложил первый камень в фундамент храма, и начались подготовительные работы.
Архитектура и описание строения
По исполнению Спас-на-Крови напоминает собор Василия Блаженного в Москве, но является уникальным и самобытным храмом. Внешний вид здания — собирательный образ праздничного и яркого русского православного храма.
Архитектурные особенности
Четырехугольное здание венчает стройный занавес высотой 81 метр (год смерти императора) с 9 изящными головами, 63-метровая колокольня (возраст Александра II на момент нападения).
Пять из девяти куполов Спасителя покрыты эмалированными медными пластинами, цветовой рисунок которых не повторяется, еще четыре — позолоченной медью.
Купола храма разного размера с девятью живописно расположенными куполами создают уникальный асимметричный кластер, который делает собор узнаваемым в России. В основании восьмиугольной занавески на стене 8 окон продолговатой формы с резными рамами в виде кокошника.
Вверху конической занавески прорезано 8 выступов с окнами. Завершает шатер фонарь, увенчанный луковичным куполом с крестом. Изящно смотрится голова, покрытая белой, желто-зеленой эмалью в виде окутывающих ее полос. Вокруг шатра 4 луковичных купола, покрытые цветной эмалью с разными мотивами.
С западной стороны храм обрамляет 63-метровая колокольня, построенная на месте смертельной раны императора. Его купол — самый большой из всех глав собора. Под колокольней, на месте убийства царя, находится «Распятие с неизбежностью» — уникальный крест из гранита и мрамора. На кресте в окружении икон распятый Спаситель.
На кресте колокольни была установлена золотая корона — знак того, что наибольший вклад в строительство внесла императорская семья. Колокольня с восемью арочными проемами, разделенными колоннами.
Каменное убранство
При строительстве храма использовались передовые технологии того времени. Чтобы вода из канала не проходила под зданием, под храмом построен гидроизоляционный бетонный фундамент для укрепления грунта.
Стены фасада облицованы стойким эстонским мрамором, глазурованным кирпичом, цветной плиткой. Цоколь собора облицован Сердобольским гранитом. В нишах 20 надгробий из красного гранита, на которых золотыми буквами отмечены деяния императора Александра II.
В оформлении внешнего вида храма Спаса-на-Крови впервые использована внешняя отделка здания мозаикой. Гербы российских городов, губерний и уездов, размещенные с трех сторон колокольни и покрытые мозаикой, являются главным украшением фасада собора.
Выполняя пожелания Александра III, при отделке храма архитектор Парланд использовал яркие и богатые декоративные элементы, присущие русскому стилю в архитектуре.
Собор имеет богатую палитру:
- цветной кирпич, гранит;
- позолоченная медь, цветные эмали;
- арки и ажурная плитка;
- полосы из резного мрамора с мозаичными вставками;
- мозаичные панно с евангельскими рассказами и изображениями святых;
- фронтоны-кокошники.
Купола и башни покрыты декоративными мотивами. Особо смотрятся белые арки на фоне красного кирпича. Шатровые крыши украшены разноцветной черепицей и увенчаны золотыми двуглавыми орлами.
Входы в храм представляют собой изящные двойные аркады, стены которых украшены мозаичной росписью на тему Страстей Христовых. Над главным занавесом находится золотой крест. При отделке храма было выполнено 7065 квадратных метров мозаичной облицовки. К работе над эскизами привлечено 30 художников.
в отделке 81-метрового здания использовано 20 видов мрамора из России и Италии, золотая эмаль и горный хрусталь, полудрагоценные и драгоценные камни, золото и серебро. Полная электрификация собора, освещенная 1689 лампами, позволила увидеть все детали шедевра.
Северная сторона фасада украшена мозаикой «Воскресенье», с юга — панно «Христос во славе», с запада фасад украшает мозаика «Спаситель не ручной работы», с востока — «Благословение». Спаситель ». Над окном колокольни находится мозаичная икона покровителя императора Александра Невского, а затем — изображения небесных покровителей членов императорской семьи.
Откуда произошло название?
Сообщение о том, что российский император скончался от смертельного ранения, потрясло всех жителей страны. Как известно, за время его правления на Александра II было совершено 7 покушений: пять выстрелов, планировалось крушение поезда, взрыв во дворце, в ходе которого 10 солдат царской гвардии были убиты и почти 80 ранены. Ни в одном из этих инцидентов император не получил серьезных ранений, но в трагический день 1 марта 1881 года удача ускользнула: бомба, сброшенная террористом «Народной волей» И. Гриневским, нанесла царю смертельное ранение.
это был спланированный и хорошо подготовленный акт. Было установлено предварительное наблюдение за всеми передвижениями Александра II. Во время прохождения Царского шествия по Екатерининскому каналу первую бомбу сбросил революционер Рысаков. При взрыве первой бомбы пострадали люди, в том числе сопровождавший вагон охранник Малечев, смертельно ранен курьер Н. Захаров. Взрыв повредил одну из стен кареты и стекло упало, но король не пострадал и не сразу покинул это место.
Он приказал позаботиться о раненых, посмотрел на захваченного террориста и собирался продолжить свой путь. В этот момент произошел еще один взрыв: гражданин Народного Гриневицкий сбросил бомбу к ногам Александра II. Живого императора на санях увезли во дворец. Вечером того же дня Александр II скончался от смертельных ранений. На месте покушения на императора Александра II возведен уникальный архитектурный памятник. Он широко известен как «Спаситель на крови».
Название говорит само за себя: Спаситель есть Спаситель, а на крови — потому что воздвигнут на том месте, где пролилась кровь русского императора. Этот собор — памятник царю-освободителю, построенный на народные средства. Примечательно, что прямо под колокольней с золотым куполом есть небольшой участок дороги и металлическая ограда набережной, где пролилась кровь русского царя.
Внутреннее убранство собора
Внешний вид храма подчинен главной задаче: увековечить покаяние и память народа о невинно убитом царе-освободителе. Для украшения внутреннего убранства Храма Спаса-на-Крови архитектор использовал не роспись, а мозаику, сложенную по эскизам талантливых художников, членов Императорской Академии художеств.
Стены от пола до потолка, своды храмов и иконы — мозаичная кладка из полудрагоценных камней. Невероятно ярко смотрятся евангельские мозаичные сцены, созданные Владимиром Фроловым. Через окна солнечный свет проникает в храм, освещая иконы и отражаясь от них, наполняя пространство мягким сиянием.
В центральной части собора расположены мозаичные иконы, изображающие земной путь Иисуса Христа от Рождества Христова до чудес, совершенных при его земной жизни. Над алтарем на золотом фоне две иконы «Спаситель в силе» и «Христос во славе».
Когда открываются царские врата из серебра, украшенные эмалью, образ Иисуса Христа, дающего святые дары, и апостолы Петр и Павел склоняются перед ним в золотом сиянии. Над иконостасом расположены мозаичные иконы «Вознесение Христа» и «Сошествие Святого Духа», выполненные по эскизам художника Беляева.
В полусфере центрального свода перед алтарем находится икона «Преображение Господне». Христос стоит перед учениками в божественном золотом великолепии, в окружении пророков Илии и Моисея, рядом с учениками апостолы Петр, Иаков, Иоанн.
На внутренней поверхности центрального свода находится икона «Христос Вседержитель», выполненная по византийской традиции: лаконичная по цвету и дизайну.
Мозаичное убранство храма завершает пол, украшенный цветным орнаментом из 10 разновидностей итальянского мрамора в виде 45 мозаичных ковров, мотивы которых не повторяются.
Здание храма
Исторический центр Санкт-Петербурга представляет собой смесь различных архитектурных стилей, таких как модерн, классицизм и ампир. А в основе великолепия классических форм и стилей — поразительный храм Спаса-на-Крови. Здание, построенное лучшими архитекторами, украшено яркими куполами, кокошниками, интересными кирпичами и столбами.
Архитектура
Храм является прекрасным образцом последней фазы так называемого русского стиля. Здание сочетает в себе несколько образов русских православных соборов. При проектировании здания архитектор Альфред Парланд руководствовался и вдохновлялся храмами Москвы и Ярославля, которые были построены в 16-17 веках.
Каждый гость и горожанин с первого взгляда на храм замечает поразительное сходство с собором Василия Блаженного, который находится на Красной площади в Москве.
Внешний вид храма — это картина во всем понятии этого слова. «Спас на крови» искусно декорирован и наполнен всевозможными деталями в ярких тонах. Храм богато украшен изразцами, орнаментом и иконами. Для украшения храма использовались различные отделочные материалы:
- кирпич и мозаика;
- мрамор и позолоченная медь;
- гранит и эмаль.
Внешняя сторона Спаса-на-Крови украшена надписями, рассказывающими о великих победах страны в период правления Александра II Освободителя.
Искусное и богатое убранство храма
Конструкция храма асимметрична и вытянута в направлении восток-запад. В восточной части расположены три алтарные апсиды:
- Один в центре.
- По бокам две малышки. У них красивые золотые купола.
Три алтарные апсиды с позолоченными куполами
В западной части здания расположена двухъярусная колокольня, украшенная большими богатыми куполами. Двери храма расположены по обеим сторонам храма. Одна находится в северо-западном углу здания, а вторая дверь в юго-западном крыле.
Ниши за пределами собора с гранитными бляшками
В храме много ниш, которые украшены двадцатью мемориальными досками, вырезанными из темно-красного гранита. Все подвиги и реформы царя Александра II с 1855 по 1881 год выгравированы на этих пластинах позолоченными буквами. С трех сторон колокольня украшена гербами городов, уездов и губерний России. Все они выложены удивительной мозаикой и являются главным историческим и культурным символом храма.
Одна из сторон колокольни, украшенная гербами городов и губерний России
Пространство между аркадами украшает распятие, также выполненное в мозаичной технике. Вверху изображен двуглавый орел — герб государства Российского.
Вся площадь, занимаемая мозаичными композициями, составляет около 400 кв.
Купола
Спас на Крови венчают девять куполов, которые вместе представляют собой живописное и асимметричное целое. Некоторые купола, например главный и центральный купола шатра, покрыты ювелирной эмалью. Остальные покрыты позолотой.
Если смотреть с вершины храма, здесь хорошо видны все девять куполов
Композиционный центр храма — четырехэтажный, увенчанный пятикупольным куполом. У него уникальная особенность: вместо изголовья в центре — занавес, высота которого достигает 81 м. Занавес восьмигранный, на постаменте восемь вытянутых окон. Конструкции украшают наличники в виде кокошников. Это не только привносит «вкус», но и создает особую атмосферу.
Самый высокий купол — это занавес, покрытый желтой, зеленой и белой эмалью
Вверху занавеска постепенно сужается. Есть восемь небольших рамок с маленькими окошками. Завершает украшение шатра фонарь, на котором размещен луковичный купол, покрытый эмалью в оттенках желтого, зеленого и белого цветов. Цвета наносятся попеременно в виде полос. Здесь тоже есть крест.
Шатер окружен четырьмя луковичными куполами, украшенными эмалями. У каждого из них своя модель и уникальная модель. Купола расположены на так называемых барабанах и вместе создают симметричную композицию друг с другом.
Колокольня храма возвышается на 63 метра
Западная часть храма отведена под колокольню, стиль которой также дополняют купола.
Такая конструкция колокольни сближает Спаса-на-Крови с собором Ивана Великого, расположенным в Московском Кремле.
Колокольня имеет восемь арок, разделенных колоннами. Три оставшихся купола намного меньше и находятся в других строениях к востоку от здания.
Интерьер
Внутреннее убранство храма — поистине уникальное и роскошное творение рук лучших мастеров. Первое, на что должен обратить внимание каждый человек, — это окна. Конструкции уникальны по форме и дизайну. Раньше в окнах устанавливались стекла разных цветов. Внизу: прозрачный, бесцветный. Вверху оконной рамы было стекло небесно-голубого цвета, а посередине — прекрасная двухцветная градация. Такой художественный прием позволял в любую погоду создать иллюзию синего потолка храма.
Над внутренним стилем Спаса-на-Крови работали разные мастера. Но, несмотря на это, украшение выглядит как единая изящная композиция. Внутри здания смешаны не только стили и цвета, играющие и сияющие под лучами солнца, но и материалы:
Мозаика. Внутреннее убранство храма украшено великолепной мозаикой. Большинство работ и украшений внутри здания выполнено в стиле мозаичного искусства, в то время как снаружи мозаика является лишь легким штрихом внешнего убранства.
Мозаичный декор Спаса-на-Крови занимает около 7,065 кв. Такого нет ни в одной крупной православной церкви. Роскошная мозаика покрывает практически все потолки, полы и стены. Иконостас и киоты также украшены мозаикой.
Все изображения внутри разделены на группы по тематике. В аркадах церкви размещены рисунки и орнаменты с растительными мотивами, сине-зеленых оттенков, напоминающих ночь. Текстуры Ветхого Завета, расположенные на бледно-голубом фоне, находятся в арках, ведущих от аркад. Если посмотреть на пилоны и пилястры, можно увидеть изображения апостолов, святых, пророков и мучеников.
В центральной части здания размещены изображения, рассказывающие о земной жизни Христа. В западной части интерьера на золотом фоне изображены сцены мучений Спасителя, его распятия и воскресения. С востока можно увидеть мотивы, показывающие конец евангельского периода.
Расчет. Этот материал является особенным украшением интерьера храма. Его великолепие, пышность, изящество и цветовая гамма превратили внутреннее убранство в уникальный образец искусства огранки камня. В оформлении использовались только лучшие камни из разных уголков мира: мрамор из Италии, яшма с Урала и Алтая.
Все материалы послужили основой для интересных орнаментов и рисунков. Подстилающие стены, а также помещения иконостаса и скамейки выполнены из зеленого калабрийского мрамора. Основание расположенных в центре пилонов облицовано лабрадоритом, привезенным из Житомира. У этого камня необыкновенное свойство: переливчатость. За счет этого на территории комнаты образуется свечение, будто в окна смотрит радуга. Темно-синие цвета плавно переходят в ярко-синий, а затем в серебряные и золотые блики.
Пол Спаса-на-Крови выполнен из итальянского мрамора. Изображение на поверхности представляет собой геометрическую композицию в плотных темных тонах.
Внутри храма посетители могут любоваться не только благородным и живописным видом на иконостас, киоты, мозаичные иконы, но также и балдахин и его каменные украшения, представляющие историческую ценность. Он расположен над местом, где был убит Александр II.
Чем еще примечателен Спас на Крови?
Прицельная сетка. Посетителям храма стоит обратить внимание на решетку, окружающую Спаса-на-Крови со стороны Михайловского сада. Имеет изящную витиеватую форму. Решетка выполнена в стиле модерн, идеально сочетается с общим видом храма и считается самым красивым архитектурным произведением города.
Ограда Спаса-на-Крови имеет округлую форму. Устанавливается между колоннами на высоком цоколе. Сама конструкция сделана из чугуна и напоминает легкое кружево русских красавиц. В нем переплетаются невероятные и поистине красивые растительные мотивы, подчеркивающие стиль храма. Фундамент и ворота также окутаны фрагментами орнамента. К столбам крепятся фонари и майолика, керамические плиты окрашены в гармонии со стилем решеток.
Часовня-ризница Иверской иконы Божией Матери На территории всего храма находится часовня-ризница Иверской иконы Божией Матери, которую стоит посетить каждому прихожану. Его спроектировал, как и само здание храма, архитектор А. А. Парланд.
Часовня-ризница Иверской иконы Божией Матери
На территории часовни ранее хранились церковные орудия труда, иконы и различные предметы, которые были подарены храму в память о покойном короле. Кроме того, в ризнице находился крест с частицами, привезенными из Житомира, а также каменными обломками с Голгофы. Часовня также служила выставочным залом для рисунков, эскизов и отделочных материалов, использованных при строительстве Спаса-на-Крови.
Как и храм, конструкция часовни-ризницы построена в русском стиле с использованием фрагментов орнамента из Древней Византии. Здание прямоугольной формы облицовано кирпичом.
Фасад ризницы выходит на канал Грибоедова. С этой стороны здание украшают мраморные колонны. По обе стороны фасада большие столбы с небольшими нишами, отделанные керамической плиткой.
Белые колонны у входа в ризницу
Главный вход в часовню украшают эффектные колонны. Над входом — кокошник, в центре которого — икона «Спаситель нерукотворная», выполненная в технике «мозаика». Композицию здания завершает высокое мироощущение.
С 2013 года часовня-ризница Иверской иконы Божией Матери приглашает всех желающих посетить единственный музей камня. На территории выставочного павильона расположено несколько отделов.
В первом зале выставлены камни и материалы, использованные для строительства и украшения интерьера Спаса-на-Крови. Здесь можно полюбоваться живописными драгоценными камнями и другими декоративными материалами.
Экспонаты музея камня
Второй выставочный павильон поражает воображение живостью и красотой. Здесь представлен широкий спектр уникальных произведений искусства, выполненных из янтаря. Главная достопримечательность и гордость зала — миниатюра Исаакиевского собора, полностью выполненная из этого камня. А также шесть икон из мозаики.
Достопримечательности. Привлекателен для посетителей не только сам храм, но и достопримечательности, находящиеся в его окрестностях:
- Всероссийский музей имени А.С. Пушкина.
- Эрмитаж.
- Этнографический музей.
- Русский музей.
- Летний сад.
Сень и иконостас – гордость храма
Помимо мозаики, во внутреннем убранстве храма использовались полудрагоценные камни:
- яшма с Урала;
- мрамор;
- порфир;
- лабрадорит;
- орел;
- порфир;
- катушка;
- стразы;
- топаз.
Спас на Крови — единственный православный храм, где людей просят не зажигать свечей — огонь задымит уникальные мозаики. Украшение притвора над местом смертельной раны императора кажется особенно торжественным с оттенком легкой грусти. Навес представляет собой резной занавес из драгоценных камней, поддерживаемый четырьмя колоннами из яшмы.
Здесь сохранились фрагменты Екатерининского канала с брусчаткой, тротуарными плитами и решеткой, неизменно сохранившиеся со времен, когда на них пролилась кровь Александра II. Напротив, есть окно, через которое свет льется на памятное место. Над окном — икона «Новозаветная Троица», по обеим сторонам окна — изображение ангела-хранителя царя и его небесного покровителя князя Александра Невского.
Золотистый тон стены придает трагическому месту особый мягкий свет. Установленное здесь распятие всегда покрыто красными гвоздиками. На отделку балдахина было потрачено почти столько же денег, сколько на создание остальной части храма.
Центральный иконостас, спроектированный архитектором Парланом, является искусством итальянских каменщиков. В центре — царские врата, украшенные резными кокошниками, с тремя крестами из горного хрусталя. По бокам три резных колонны, каждая с уникальным мотивом.
Подошвы иконостаса и резные скамейки вдоль стен выполнены из зеленого мрамора. Слева и справа от царских врат — иконы по рисункам Васнецова «Богоматерь» и «Спаситель». Алтарная перегородка, выполненная из итальянского мрамора различных оттенков от красно-коричневого до бледно-желтого, кажется, искусно вырезана из дерева.
Что посмотреть в Спасе на Крови
Церковь Воскресения Христова — уникальный памятник русского мозаичного искусства. Разноцветные мозаики и мозаичные панно полностью покрывают стены, своды и купола храма. В нем хранится самая большая коллекция мозаики в Европе общей площадью 7050 квадратных метров.
Торжественная закладка храма Воскресения Христова на Екатерининском канале 6 октября 1883 года
В 1887 году был окончательно утвержден проект, авторами которого были А. Парланд и архимандрит Троицко-Сергиевская пустынь Игнатий, но он нуждался в капитальном ремонте, поэтому к работе были привлечены другие архитекторы. В результате окончательный вариант мало походил на оригинальный проект А. Парланда.
Где находится и как добраться
Адрес: наб. Грибоедова, 2.
- Метр.
Ближайшие станции метро — «Невский проспект», от которых нужно пройти около 500 метров. От канала Грибоедова примерно 150 м.
- Автобусом № 27, 22, 7, 3
- С троллейбусами № 22, 11, 10, 7, 5, 1
Стоимость билетов 2021
В 2021 году цены и льготы останутся прежними:
Полная стоимость
- Памятник-музей «Спас-на-Крови» — 350 руб.
Комплексный билет
- Музей Спаса-на-Крови и Музей-часовня — 350 руб.
Входной билет вечером
- Музей-памятник «Спас на Крови» — 400 руб.
Билеты со скидкой
- Для держателей карт ISIC — 200 руб.
- Людям от 7 до 18 лет — 100 руб.
- Граждане Российской Федерации и Республики Беларусь: женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет, пенсионеры — 100 рублей.
- Студентам (курсантам), докторантам, адъюнктам, ординаторам, ассистентам образовательных учреждений Российской Федерации и Республики Беларусь — 100 руб.
- Входной билет вечером в Музей-памятник Спасу-на-Крови — 400 руб.
Царь-освободитель
Самодержец и реформатор Александр II оставил в народе добрую память как царь-освободитель, отменив в России крепостное право в 1861 году. 23 миллиона крестьян получили освобождение от рабства и гражданские права.
Преобразования в стране и реформы, осуществленные императором, дались нелегко. Началась охота на «виновника» затруднений — Императора Александра II: на царя организовано 8 терактов. Последний, на набережной Канале ди Катерина, стал для монарха роковым.
1 марта 1881 г. Народная воля взорвала карету императора, возвращавшегося домой. После взрыва царь не пострадал и вышел из поврежденного экипажа, чтобы понаблюдать за покушавшимися на его жизнь. В этот момент террорист Игнатий Гриневицкий, никем не замеченный, сбросил бомбу, оторвав царю ноги. Через несколько часов император скончался.
Во время нападения на императора 17 человек были ранены, двое скончались на месте. Террорист Гриневицкий скончался от полученных травм в больнице через несколько часов после смерти Александра II. Организаторы нападения были приговорены к смертной казни через повешение.
Режим работы 2021
Индивидуальный визит
- посетить музей-памятник «Храм Спаса-на-Крови» можно индивидуально с 10:00 до 18:00.
- Кассы и вход для посетителей закрываются в 17:30 (за 30 минут до закрытия музейных предметов).
- Свободный день — среда.
Посетите выставку
«Гимн камню солнца. Янтарь. Крылова А.М.» в Часовне-музее Спаса-на-Крови»:
- Без экскурсионного обслуживания — с 10:00 до 18:00.
- Выходной день — вторая среда месяца.
Во время праздников и каникул
- Работа музейных предметов в период школьных каникул (кроме лета) и государственных праздников (кроме 1 января) осуществляется — семь дней в неделю.
- По техническим и нетехническим причинам часы работы музейных предметов могут отличаться.
Участие в богослужении
- Вы можете прийти в Храм Спаса-на-Крови на Божественную литургию.
- Утренняя служба по субботам и воскресеньям начинается в 07:30, а исповедь начинается в 07:00.
- Кроме того, в субботу вечером в 18:00 начинается ночное бдение.
- Вечернюю службу можно отпраздновать в любой другой день недели, выпадающий на государственный праздник.
- По праздникам можно приходить на религиозные службы.
- Актуальную информацию о богослужении вы можете найти на официальном сайте Храма Воскресения Христова.
Расписание и цены билетов
Стоимость посещения Спаса-на-Крови:
- 250 рублей — для взрослых с 10:00 до 18:00 (вход заканчивается в 17:30), круглый год;
- 400 рублей — для взрослых с 18:00 до 22:30 (кассы закрываются в 22:00), действует вечернее расписание с 1 мая по 30 сентября;
- 50 рублей — стоимость льготного посещения для детей от 7 до 18 лет, пенсионеров, курсантов, студентов и аспирантов РФ, в дневное время круглый год;
- бесплатно — дети до 7 лет.
Также можно арендовать аудиогид за 200 руб. Цены указаны по состоянию на февраль 2017 года.
Сотрудники музея проводят экскурсии на русском и иностранных языках, разнообразные дневные и вечерние программы. Стоимость экскурсий и особенности бронирования для групп можно узнать на официальном сайте собора.
Входные билеты можно приобрести заранее на сайте музея. В день посещения распечатанные ваучеры необходимо обменять на билеты в кассе № 1 Музея Спаса-на-Крови или в кассах, расположенных рядом с кассовыми павильонами. Это избавит вас от необходимости стоять в очереди на кассе. Билеты со скидкой не продаются в Интернете!
Интерьер собора
Церковь изначально не была построена для традиционного массового богослужения. Внутри здания обращает на себя внимание красивый навес: роскошное сооружение с шатровой крышей, под которым сохранился фрагмент мощеной мостовой. Именно здесь упал раненый Александр II.
Неординарное внутреннее убранство помещения создавали самые известные русские и немецкие мастера. Они отошли от традиции украшать церкви живописными произведениями искусства. Это связано с влажным климатом Санкт-Петербурга.
Собор украшен богатейшей коллекцией полудрагоценных камней и драгоценных камней, а мозаики покрывают все стены и своды храма Спаса-на-Крови. Его площадь составляет более 7 тысяч квадратных метров! Иконы здесь тоже мозаичные.
Монументальные изображения собраны в «венецианском» стиле. Для этого на обратном виде сначала был скопирован рисунок на бумагу. Готовую работу разрезали на кусочки, на которые наклеили эмаль, подобрав соответствующие оттенки. Затем в качестве пазла были собраны мозаичные блоки и прикреплены к стене. С помощью этого метода графический рисунок был упрощен.
Иконы набирались традиционным, «прямым» способом. При использовании этого метода изображение было почти идентичным оригиналу. В качестве фона архитекторы использовали много эмали золотистого цвета. На солнце он наполняет интерьер мягким сиянием.
Время посещения и часы работы
Открыт ежедневно, по средам — выходной.
Часы работы: с 10:30 до 18:00.
Часы работы кассы: до 17:00.
Продолжительность экскурсии с 18:00 до 22:00.
Стоимость входного билета:
- взрослые — 250 руб
- детям от 7 лет, студентам и пенсионерам — 50 руб.
- вечерняя экскурсия — 400 руб.
- вечерняя экскурсия (с начала мая до конца сентября) — 400 руб.
- дети до 6 лет вход бесплатно
Собор Воскресения Христова — один из 10 самых значимых и известных архитектурных памятников северной столицы. Сотни тысяч туристов ежегодно посещают храм, чтобы полюбоваться внутренним убранством и изящным фасадом здания.
Строительство Собора Воскресения Христова
Строительство длилось долго, собор освятили только в 1907 году.
Император Николай II и Императрица в сопровождении свиты и роты дворцовых гренадеров идут с процессией по Спасу-на-Крови. Петербург. 1907 г.
Значение храма
Храм знаменует собой темное событие в истории России — убийство императора Александра II. Несмотря на это, собор — не памятник смерти, а памятник, дающий надежду на жизнь. Праздничный и светлый, словно сказочная башня, в память о невинном пролитии крови собор получил название Спаса-на-Крови.
Красочным круговым танцем глав и живописным силуэтом, яркими разноцветными украшениями и древнерусскими формами собор вступает в неожиданный контраст с окружающей архитектурой, вселяя в людей радость и уверенность в лучших. На фоне аскетичных построек северной столицы собор выглядит игрушечным.
Иконы «Воскресения Господня»
При строительстве использовалось уникальное декоративное украшение для православных храмов — мозаичные иконы. Жизнь Иисуса Христа, от Рождества Христова до Вознесения, все его действия, созданные во время его земной жизни — все это отражено в мозаичных картинах. Над золотым жертвенником два изображения: «Спаситель в силе» и «Христос во славе». В центре апсиды алтаря находится икона Евхаристии. Интересно изобразить Иисуса Христа в золотом свете, преподносящего святые дары апостолам Петру и Павлу, преклоняясь перед ним.
На иконостасе размещены мозаичные иконы «Сошествие Святого Духа» и «Вознесение Христа». В мозаике «Преображение Господне» Христос предстает перед своими последователями в божественном золотом великолепии, а другие ученики — повсюду. На центральном своде находится икона «Христос Вседержитель», выполненная по византийской традиции. Также «Спаситель доброй тишины», «Иоанн Креститель», «Богородица» выполнены по канонам византийской письменности.
Иконостас выполнен в классических традициях станкового искусства. Лица «Il Salvatore» и «Il Santissimo Theotokos» отличаются лаконичностью композиции, тщательной обработкой изображений в сложном мозаичном искусстве. Справа от иконы «Спаситель» — «Сошествие во ад». Изображение «Князь Александр Невский» находится в корпусе северной иконы, «Воскресение Христово» — в южной. Перечислить все удивительные красоты работ сложно — лучше увидеть их своими глазами.
Внешний вид
Собор — знаковый образец «русского стиля». В основе этого направления лежит архитектура 16-17 веков. Он представляет собой собирательный образ архитектуры православных храмов того времени. Он состоит из 9 разделов, некоторые из которых позолочены, а другие — эмалированы. В основании был построен четырехугольник, так в допетровские времена называли четырехугольник храма. В западной части находится колокольня. Одно из главных достоинств Спаса-на-Крови — это внешнее убранство. Он использовал: красный кирпич, позолоченную медь, разноцветные эмали, разнообразную мозаику, гранит, мрамор и другие материалы. Над входами мозаичные панно с евангельской тематикой.
Вы сразу заметите сходство Спаса-на-Крови и Храма Василия Блаженного в Москве. Этот архитектурный памятник стал главным вдохновителем при возведении достопримечательности Санкт-Петербурга.
Купола Спаса на Крови
Красота, которая побеждает все
Выполненный в псевдорусском стиле, яркий и праздничный, с изящными четырехцветными эмалевыми куполами, храм идеально гармонирует с окружающими его аскетичными постройками.
Из-за влажного климата северной столицы интерьер был украшен не росписью, как в других церквях, а мозаикой все стены, столбы и своды церкви, ее иконостас покрыт мозаичными узорами и иконами по эскизам великие мастера, такие как В.М. Васнецов, М.В. Нестеров и др. площадь, покрытая мозаикой, составляет более 7000 квадратных метров. Даже иконы — а они мозаичные!
Кроме того, для украшения использовались тонны итальянских разноцветных драгоценных камней и мрамора. Все это великолепие создано совместно русскими и немецкими мастерами.
Мозаика внутри собора
Священное место в храме представляет собой шатер из драгоценных камней: на четырех колоннах из яшмы возведен балдахин из горного хрусталя с крестом наверху. Внутри палатки дошедшие до нас в целости и сохранности кусок мостовой и часть решетки насыпи, в которой течет кровь убитого короля.